Номер 10 (1542), 15.04.2021
Министерство инфраструктуры уже в этом году может ряд украинских вокзалов передать в концессию.
Этот термин исходит от латинского concessio ("разрешение, уступка") и означает временную передачу частному инвестору объектов (как правило) недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности. Инвестор получает возможность эксплуатировать объект на возмездной основе, собирая доход в свою пользу.
Концессия — нормальное явление в развитых странах. Сто лет назад такая форма получила распространение и в СССР в период т. н. НЭПа (новая экономическая политика). В 1920-х годах в стране действовало более 100 иностранных концессий. Этот процесс был драматически прерван в ходе т. н. "великого перелома".
Сейчас в Украине он получает новое развитие.
С вокзалов начали ввиду их абсолютной убыточности. Сами вокзалы остаются в собственности государства. Инвестор заключает договор на некий период (минимум 25 лет), модернизирует помещение и пространство, зарабатывая на возможностях, которые несет эксплуатация таких огромных пространств.
Что же ждет отечественные вокзалы, если концессия все-таки получит распространение?
Инициаторы из министерства утверждают, что пассажирам станет комфортнее и безопаснее.
Правда, при одном условии: если концессионер будет заинтересован в долгосрочном получении прибыли. Тогда, естественно, он первым делом позаботится о том, чтобы на вокзалах ликвидировать или хотя бы свести до минимума воровство, мошенничество, грабежи.
С другой стороны, возникает опасение, что в погоне за прибылью инвесторы сведут к минимуму социальные функции вокзалов, например, сократят площади под бесплатные зоны ожидания.
Выход тут может быть один: всю "социалку" детально прописать в концессионном договоре.
Какой же смысл тогда компании-инвестору брать на себя немалые первоначальные расходы? Он заключается в том, что такая компания сможет зарабатывать на платных услугах, на реализации товаров в вокзальных зданиях и т. п. Ведь вокзал это не только большая территория, но и множество людей. Это, конечно, момент привлекательный для серьёзного частного бизнеса. Но, как утверждают эксперты, для большей привлекательности следует отдавать в концессию не только сам вокзал, но и привокзальную территорию со всеми объектами инфраструктуры.
Скептики ссылаются на печальный опыт Казахстана, где государство потерпело огромные убытки.
Панацея — прозрачный выбора инвестора, желательно, крупную иностранную компанию, а не отечественные "однодневки".
В числе первых кандидатов на передачу инвесторам — вокзалы Киева и Винницы. Также к концессии готовят вокзалы Николаева, Днепра, Харькова и Чопа. До Одессы пока "руки не дошли".