Номер 09 (905), 14.03.2008

ШВЕЙЦАРСКИЙ СЮР

Учение Фрейда всесильно, потому что оно верно...

В этой избитой истине убеждаешься всякий раз, когда видишь произведение искусства, ярко иллюстрирующее неврозы своего создателя. Хорошо еще, если это картина, скульптура либо навороченная инсталляция. Тут у творца нет соучастников, нет и претензий на время аудитории, ведь ознакомиться с объектом можно в считанные минуты (моральный ущерб у нас как-то не принято определять, а жаль). Другое дело, если речь идет о спектакле либо фильме. Тут в невротический процесс вовлекаются прежде всего актеры, которые могут и не разделять (чаще всего, и не разделяют), говоря языком старины Зигги, "акцентуации" автора и (или) режиссера. То есть поневоле оказываются внутри чуждого им (и слава Богу!) болезненного процесса. Смещаются акценты, одна нелепица множится на другую, внутренний протест здоровых исполнителей конфликтует с общей задачей... Результатом усилий творческой группы обычно становится сюрреалистическая картина, в которой что-то вырастает до гигантских размеров, что-то расплывается, и так далее, и тому подобное.

На днях в кинотеатре "Маски" состоялась премьера в Украине заключительного фильма "Одесской трилогии" - фильма- участника кинофестиваля в Солотурне (Швейцария) "Суб Роза" и пресс-конференция с автором картины - режиссером Хуго Шером, актерами-исполнителями, а также съемочной группой. Очень разумно было со стороны устроителей предварить показ фуршетом, так как в предыдущих двух случаях (имею в виду премьеры фильмов "Трамвай № 5" и "Последнее приглашение") смотреть кино приходилось на трезвую голову, а это удавалось с трудом...

Свою "кинопоэму" перед началом показа Хуго Шер назвал "объяснением в любви необыкновенному городу Одессе и его не менее необыкновенным одесситам". Само по себе такое изъявление добрых чувств, конечно, приятно. Тревожит, что одесская атмосфера в данном случае не проявила приписываемых ей целебных качеств, а наоборот, усугубила процесс.

А все, казалось бы, способствовало выздоровлению. Во всяком случае, по признанию самого Хуго Шера, он был помещен на лечение больного колена в Лермонтовский санаторий. И надо же - по ходу процедур возник сюжет.

Далее мы цитируем содержание фильма по пресс-релизу, дабы избежать обвинений, будто "не так" поняли творческий замысел.

"Руслан, простой матрос, направлен на курс лечения в старинный известный санаторий в Одессе. Он безуспешно старается, чтобы его заметила хорошенькая медсестра Марина, которая сидит в приемном окошке и, не замечая его, болтает по телефону. Самостоятельно он отправляется на поиски необходимых ему терапевтических помещений.

Войдя в грязевое отделение и раскрыв дверцу кабинки для переодевания, Руслан находит форму капитана и одевает ее, оставив взамен свою одежду.

Теперь в качестве VIP-персоны он наслаждается особым вниманием медсестры Марины, которая лично проводит его по кабинетам, к механическим и электронным аппаратам и собственноручно выполняет ему процедуры.

В душной, облицованной кафелем ванной комнате Марина соблазнительно расстегивает верхние пуговицы своего белого халата. В некотором смущении лжекапитан шарит по чужим брючным карманам и вдруг к своему полному удивлению, извлекает оттуда какой-то странный ключ. На приделанной к нему табличке надпись: SUB ROSA. Это ключ от подводной лодки прибывшего на лечение капитана...

И вот уже двое мчатся по запретному пирсу в акваторию порта, где находится "СУБ РОЗА". Ключ подходит, и в командирском отделении Марина приводит в действие пару рычагов и включателей. Подводная лодка начинает трястись и погружается под воду. Марина и Руслан в отчаянии пытаются овладеть управлением судна и снова подняться на поверхность. Это им не удается. Воздуха постепенно остается все меньше и меньше, и они спасаются в объятиях друг друга в первый и, возможно, последний раз...

В перископе им видятся их желания и мечты (фильм в фильме): свадьба, семья, дети, карьера. Руслан просыпается и отходит от своего необычного сна, видит сидящих в ванной Марину и себя, держащего в руках модель подводной лодки".

Полагаем, что комментарии к этой фабуле излишни. Единственное, что позволяет смотреть сие произведение до конца, - это исполнительница главной женской роли Татьяна Коновалова. Право же, подавляющее большинство сериальных див - ни по внешности, ни по таланту - и в подметки не годятся артистке нашего Русского театра. Вот готовая звезда для любого сериала - хоть драматического, хоть комического. Жаль только, что телережиссеры об этом не знают...

Если верить авторам фильма, то швейцарские дистрибьюторы и промоушн-компании намерены продвигать его на кинофестивали, "чтобы этот швейцарско-украинский фильм смог в будущем выиграть как можно больше призов". Искренне желаем сему кинопроизведению всяческих наград, например, специального приза "За отсутствие симптомов Эдипова комплекса у матроса Руслана"...

Александр ГАЛЯС, Мария ГУДЫМА.

Фото предоставлено
создателями фильма.