Номер 06 (1399), 23.02.2018
Одесситам доступно много инструментов участия в городской политике, однако на практике ими часто не так легко воспользоваться.
К такому выводу пришли эксперты Одесской областной организации Комитета избирателей Украины, оценивая уровень привлечения граждан к управлению городом.
В основу оценки были положены принципы, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития. Использованный подход позволил не только диагностировать, как нормативно регулируются или, наоборот, не регулируются возможные формы привлечения граждан к управлению на городском уровне, но и показать слабые стороны в практике применения уже имеющихся инструментов.
Наиболее активно в Одессе используется информирование граждан - одностороннее взаимодействие, которое происходит преимущественно по инициативе горсовета и не предусматривает обратной связи от граждан относительно предмета коммуникации. Не обнародуются стенограммы официальных заседаний, нет единой системы учета публичной информации, неполны биографии депутатов и чиновников, графики приема граждан должностными лицами, членами исполнительного комитета и депутатами горсовета, не всегда своевременно анонсируются заседания постоянных комиссий.
Лишь наполовину используются инструменты осуществления различных форм консультаций с гражданами, то есть, двустороннее взаимодействие, которое предусматривает обмен информацией между сторонами взаимодействия по внедряемой органом местного самоуправления политике, получение обратной связи от граждан по внедряемым мероприятиям. В качестве положительного момента эксперты отметили использование электронных сервисов взаимодействия с гражданами, в том числе системы обращений граждан с трекингом процесса рассмотрения поданных заявлений. Перспективным представляется распространение электронной формы получения замечаний и предложений граждан к проектам решений горсовета. Впрочем, такой инструмент для осуществления консультаций с гражданами использовался только один раз, поэтому о полноценном его введении говорить пока рано. А для дальнейшего продуктивного использования нового инструмента представляется необходимым подготовка и утверждение соответствующего Положения о консультациях с общественностью, которое будет предусматривать четкие механизмы и процедуры его использования.
Однозначно недостатками эксперты сочли отсутствие Общественного совета, проведение общественных слушаний только по обязательным вопросам, проблемы с доступом к официальным заседаниям горсовета, дискриминацию в приеме граждан городским головой и т. п.
Степень использования инструментов активного участия граждан, а именно, делегирование части властных полномочий напрямую гражданам определена введением бюджета участия в 2017 году, а также использованием гражданами возможности подачи местной инициативы, которая тем не менее не была результативной.
Имеющиеся в Одесском горсовете практики взаимодействия с гражданами свидетельствуют о высоком уровне обеспеченности прав граждан в городских нормативно-правовых актах, а также существенную определенность и четкость процедур привлечения граждан. Тем не менее определенные процедуры, установленные в горсовете, затрудняют гражданам взаимодействие с органом местного самоуправления, а в некоторых случаях даже противоречат установленным нормативно-правовыми актами гарантиям прав. Так, к примеру, Регламентом городского совета гарантирован свободный доступ граждан к его заседаниям, но на практике действует пропускной режим, что неоднократно приводило к конфликтным ситуациям с общественными активистами.
Практика взаимодействия с гражданами в общем соответствует принципу активной гражданской позиции за счет наличия городской программы поддержки социальных инициатив благодаря Программе решения приоритетных социальных проблем города Одессы и реализацией совместных инициатив с общественными организациями. Хотя последнее касается только социально-направленных или культурных проектов и мероприятий.
Результаты исследования выявили проблемы недостатками со своевременностью опубликования проектов решений, анонсов заседаний постоянных комиссий и других важных публичных событий, например, анонса отчета городского головы, осложненными процедурами доступа к заседаниям совета и попадания на прием к городскому голове, что влечет чрезмерные затраты времени граждан и т. п.
Невысокой оказалась объективность городского совета в практике привлечения граждан. В частности, отсутствуют процедуры обжалования гражданином любого своего взаимодействия с органом местного самоуправления. Например, когда гражданин считает, что в активном доступе к информации было отказано несправедливо, он не может апеллировать к руководству того, кто предоставлял ответ на запрос на информацию, а может использовать только сложную процедуру обращения в суд. Или, если гражданин считает, что его проект для бюджета участия несправедливо был отклонен для вынесения на дальнейшее голосование, у него нет возможности быстрого обжалования такого отказа. Тем не менее появились и примеры прогрессивной практики, соответствующие принципу объективности: инструкции по использованию инструментов электронной петиции и подачи проекта для бюджета участия, дополнительно разъясняют имеющиеся процедуры для таких инструментов.
Низкий уровень соответствия принципа обеспеченности ресурсами в основном свидетельствует о недостатках внутренней организации процессов привлечения граждан. В этом плане основная проблема Одесского городского совета - обеспечение достаточными кадровыми ресурсами, а также рабочего времени у ответственных исполнителей для полноценного обеспечения выполнения объемных задач информирования, консультирования и обеспечения активного участия граждан.
Самая низкая оценка дана экспертами соответствию установленных принципов координации действий по информированию, консультированию и активному участию граждан со стороны всех вовлеченных структур исполнительных органов, оценки органом местного самоуправления эффективности собственной практики привлечения граждан к участию в городской политике, а также обеспечению подотчетности гражданам. По указанным принципам зафиксировано соответствие лишь по отдельным критериям.
Подготовлено по материалам,
предоставленным Одесской областной организацией
Комитета избирателей Украины.