Номер 5 (1102), 10.02.2012
Россия XX века подарила миру множество музыкальных гениев. И, казалось бы, объединить их в одну концертную программу практически невозможно. Однако нашему земляку Алексею Ботвинову пришла в голову смелая мысль: показать музыкальную жизнь России прошлого столетия сквозь призму творчества крупнейших композиторов века. И осуществил он этот проект, названный "РОССИЯ СКВОЗЬ ХХ ВЕК", вместе с народным артистом СССР Владиславом Пьявко. Концерт в зале филармонии состоялся при поддержке народного депутата Украины Сергея Гриневецкого.
Нечасто зал филармонии бывает так заполнен, как в этот вечер. И это неудивительно: ведь Алексей Ботвинов давно успел себя зарекомендовать как прекрасный пианист даже за пределами Украины. Практически никаких сомнений в том, что концерт пройдёт "на ура" не было. Однако не всё было так гладко, как ожидалось.
Первое отделение концерта составила фортепианная музыка. А. Ботвинов исполнил шесть прелюдий Сергея Рахманинова, за которыми последовали произведения Александра Скрябина: прелюдия для левой руки и Революционный этюд. Хотя оба композитора жили примерно в одно время, но стили их отличаются, и нередко взгляды на музыкальное искусство кардинально расходились. Однако в исполнении А. Ботвинова сочинения обоих прозвучали практически в одной манере. Совершенно другое впечатление произвело произведение Алемдара Караманова. По словам ведущей концерта Людмилы Сергейчук, Алексей Ботвинов был дружен с этим автором и активно пропагандирует его музыку. А. Караманов - не часто исполняемый композитор, хотя в канун нового века стал лауреатом Национальной премии Украины им. Т. Г. Шевченко. Алексей Ботвинов сделал переложение для фортепиано финала одного из концертов А. Караманова для фортепиано с оркестром и назвал его "Ночной молитвой". Здесь всё звучало точно, буквально каждый штрих находился на своём месте. И будь построение концертной программы иным, уверена, что музыка эта вызвала бы у публики больше энтузиазма. Однако после Рахманинова и Скрябина "Молитва" прозвучала не так ярко, как могла бы.
Во втором отделении на сцену вышел Владислав Пьявко, чтобы вместе с А. Ботвиновым исполнить поэму для голоса и фортепиано Георгия Свиридова "Отчалившая Русь" на стихи Сергея Есенина. Многие ожидали выступления певца с нетерпением и любопытством. Ведь В. Пьявко является одним из самых востребованных исполнителей прошлого века, обладает прекрасной техникой и большим опытом. Но, с другой стороны, в этом году ему исполняется 71 год, и это вполне могло отразиться на качестве выступления. Также исполнителю предстояло совершить в некотором роде подвиг: поэма Г. Свиридова тяжела для исполнения как с технической точки зрения, так и просто из-за довольно большого объёма. Поэтому чаще всего исполняются только отдельные её части. Но истинные фанаты своего дела лёгких путей не ищут. Действительно, голос артиста находится не в самом лучшем состоянии, однако это не помешало ему сорвать шквал аплодисментов, причём совершенно заслуженных. Конечно, раннее увлечение театром и обучение в ГИТИСе не могло не сказаться: характер и настроение музыки передавалось не только вокалом, но и мимикой и активной жестикуляцией. Кроме того, В. Пьявко не по годам темпераментный и эмоциональный человек. Своим невероятным магнетизмом и сумасшедшей энергетикой он приковал к себе взгляды зрителей и заставил прослушать всю поэму от начала до конца на одном дыхании. Алексей Ботвинов проявил себя здесь как прекрасный концертмейстер, тонко чувствующий солиста и умеющий ловить каждую его интонацию.
Так что в целом концерт оставил приятное впечатление. А уже после его завершения некоторые слушатели, в подражание Владиславу Пьявко, возводили руки к небу и весело напевали: "Несу, как сноп овсяный, я солнце на руках!"
Виктория ЛУНАЧЕВСКАЯ, студентка
Училища искусств и
культуры
им. К. Ф. Данькевича.