Номер 05 (852), 09.02.2007

ЗАСТЫВШАЯ МУЗЫКА В АРАНЖИРОВКЕ СИДОРСКОГО

Петр I прорубил окно в Европу, и Европа узнала Россию, а Россия смогла узнать Европу. Взгляд в окно, взгляд из окна... Заглянуть в окно... Иногда это бывает тождественно тому, что заглянуть в глаза, в душу... Впрочем, на эту тему можно долго философствовать, недаром у Кандинского есть эссе, посвященное окнам. Лично я почувствовала, что окна – глаза города, по которым можно узнать многое о его жизни, когда лет 10 назад во время круиза побывала сначала на Мальорке, а затем в Палермо на Сицилии.

Окна на Мальорке напоминают широко распахнутые приветливые глаза. Ярко-зеленые жалюзи отброшены на солнечно-желтые стены, на которых вокруг окна размещены расписные, декоративные тарелочки (возможно, они знак гостеприимства...). Сицилия, Палермо. Ни одного открытого окна, каждое прикрыли жалюзи, порой косо висящие на одной оставшейся петле. Потемневшая буро-зеленая краска жалюзи сливается с грязным цветом стен. Но дома только кажутся слепыми. Они лишь притворяются, а сами потаенно наблюдают из-под приспущенных век. Город произвел гнетущее впечатление.

Эти впечатления от двух разных городов вспомнились мне на презентации видеофильма одесского фотохудожника Леонида СИДОРСКОГО "ОКНА", которая прошла 20 января в библиотеке им. Горького.

Леонид Сидорский из тех, кто не проходит мимо, кто видит то, что не замечают другие. И не просто видит – фиксирует. Его камера выхватывает, из гущи жизни ее самые яркие, самые характерные, самые интересные проявления.

Вы помните детскую головоломку "Найдите кошку"? Сначала вы никакой кошки в путанице линий не видите, и вдруг – вот же она, сидит на ветке дерева, и потом уже при взгляде на рисунок ты не можешь не видеть этой кошки.

Леонид Сидорский в путанице окружающего мира сразу находит кошку и показывает ее нам. И мы благодаря ему тоже начинаем видеть киску, мимо которой проходили, не замечая ее.

Переход от фотокамеры к тематическим видеосюжетам для Леонида Сидорского органичен. Да, за плечами 28 фотовыставок, 15 тысяч экспонатов, фотографии, хранящиеся в областном архиве, но есть еще имя Сидорского в титрах таких фильмов, как "Место встречи изменить нельзя" и "Д'Артаньян и три мушкетера". У Сидорского кинематографическое мышление, оно достаточно своеобразно, его видеофильмы – это некий новый жанр в кино. В них застывшая музыка-архитектура оживает, звучит в аранжировке Леонида.

Осенью 2006 года фильм Сидорского "Ностальгия" был показан во время Дней Одессы в Америке в рубрике "Неизвестное одесское кино". На последней 6-минутной части этого фильма – "Дерибасовская" люди в зале "Милленниум" (1600 человек) плакали. После демонстрации фильма "Окна" Сидорский показал пришедшей на презентацию публике "Дерибасовскую".

Весь сюжет вращается вокруг памятника Утесову, звучит в исполнении Кобзона песня Фельцмана, посвященная Леониду Осиповичу. Впечатление действительно удивительное. Но вернемся к "Окнам". Вся доброта, вся красота, все прошлое и будущее Одессы в этом фильме. Три части: уходящая натура – "Окна Молдаванки"; гордость Одессы, лицо Одессы, то, что нужно уберечь, сохранить – "Классика"; и будущее Одессы – "Современные окна".

Есть какая-то чуть сентиментальная трогательная красота в чисто промытых окнах Молдаванки, где декор – это цветастые гардины, цветущие бегонии или фикусы, кошка на подоконнике, детское личико в проеме окна и даже колоритная одесская толстуха, развешивающая на протянутом шпагатике наивное белье.

Совсем другой декор окон в следующей части фильма – в "Классике". Еще и еще раз поражаешься чуду фантазии архитекторов прошлого, разнообразию форм, безупречному вкусу, не входящему в противоречие с пышностью и обилием украшающих деталей. Сидорский находит ракурсы и какое-то неуловимое, но действующее на подсознание тоновое звучание города, которые в сочетании с природой создают неповторимую гармонию Одессы. В этой части художник почти не апеллирует к людям. Возможно, современный одессит диссонирует с красотой ушедшего времени? Вряд ли. Потому что в какой-то момент сквозь кадр неясным видением прорисовывается женская фигура. Может быть, эта женщина – образ самой Одессы – любви и боли Леонида Сидорского.

Третья часть – современные окна. Сидорский сумел и в них увидеть свою красу, подчиненную главным образом ритму. Он показал светозарность этих окон, вбирающих в свою зеркальную поверхность природу и даже красоту старой архитектуры. Кадры, в которых старинные здания, храм отражаются в плоскости темного современного стекла, оставляют странное впечатление: то ли новое поглощает старое, то ли сохраняет его в своей глубине.

Сидорский в построении кадра использует один интересный прием. Каждый общий план окаймлен с двух сторон увеличенным изображением наиболее интересного фрагмента сюжета. Лично я такого интересного приема нигде раньше не видела.

Как было сказано выше, Одесса – любовь и боль фотохудожника (за неимением другого емкого определения будем называть его так). Недаром в своем фильме "Дерибасовская" Леонид апеллирует к своему тезке – Утесову, тоже навсегда влюбленному в Одессу. Поэтому главная тема Сидорского, в которую он вдыхает жизнь, – это все, что связано с Одессой. А поэтому мы сможем еще увидеть видеофильмы "Моцарт в Одессе" (любопытное преломление темы) и "Пушкиниану", и фильм о Чайковском, снятый через призму его "Времен года".

Елена КОЛТУНОВА.