Номер 04 (1536), 4.03.2021

По обе стороны

(Продолжение. Начало в № 3.)

* * *

В наши первые приезды в Стамбул успевали все. Большой интерес вызвал султанский дворец Топкапы. Уже упомянутый основатель Гран-базара и завоеватель Константинополя Мехмед II в 1459 году решил построить огромный комплекс, послуживший в итоге главной резиденцией султанов вплоть до 1839 года, когда правители перебрались в более современное здание на берегу Босфора.

Дословно название дворца переводится как "Пушечные ворота". При входе с площади Султанахмет мы действительно видим нечто похожее на крепость. Высокие мощные стены с башнями по сторонам от ворот, бойницы над зубчатыми выступами и караульные будки внизу. Весь комплекс обнесен крепкими стенами, которые в свою очередь соединены со стенами византийских времен, выстроенными вдоль бухты Золотой Рог и берега Мраморного моря. Не стоит забывать, что Османская империя на протяжении всей своей истории вела бесконечные войны с соседями. Потому резиденция султанов нуждалась в надежной защите. Сам комплекс занимает территорию в 700 тысяч квадратных метров. В период расцвета здесь проживало порядка четырех тысяч человек. Многочисленная прислуга, приближенные ко двору, члены монаршей семьи и наложницы. Когда вы пройдете на территорию Топкапы, попадете в просторный двор, по периметру которого тянутся постройки. Это не весь дворец и не единственный двор. Их тут четыре. Из второго двора можно пройти к гарему, личным конюшням султана, к Дивану, где заседал совет как бы министров, к воротам в следующий двор. Стоит пройти к длинному зданию с куполами и дымоходами, занимающему больше всего места. Это дворцовая кухня, где одновременно работали 800 поваров. В дни больших торжеств их число увеличивалось до тысячи! Ежедневно этот пищеблок перерабатывал сотни туш баранов и телят, горы овощей и фруктов. Свежие продукты подвозили во дворец с утра до вечера. Нынче в этих помещениях выставлены коллекции китайского и японского фарфора. Эти наборы насчитывают свыше десяти тысяч предметов. Собрание посуды такого качества считается одним из крупнейших в мире.


Топкапы

Интересно устроен Диван — помещение для заседаний великого визиря со своими министрами. Само помещение небольшое, но оно украшено коллекцией оружия, а над креслом великого визиря находится зарешеченное окошко, через которое султан мог слышать все беседы в комнате заседаний. Сам зал находится в башне, с которой хорошо просматривалось пространство, что позволяло заметить возможных лазутчиков, которых интересовали секреты империи. Неподалеку, в третьем дворе, построен зал для аудиенций. Сидя на золотом троне с изумрудами, султан принимал здесь иностранных послов. У входа в зал оборудовали фонтан. Он позволял вести секретные переговоры — журчание воды заглушало звуки речи. Третий двор хранит множество реликвий. В бывшей школе пажей-рассыльных выставлены коллекции одежды султанов и принцев, в сокровищнице, которая в ХVI веке строилась как летний дворец, — украшения правителей. Богато отделанные кинжалы, статуэтки из полудрагоценных камней, изделия из золота, бриллианты и слоновая кость, жемчуга и перламутровые предметы быта. Здесь же — трон из грецкого ореха, подвески и скипетр, золотая колыбель для новорожденных принцев и самый большой в мире изумруд весом в 3250 граммов! Еще одна бесценная вещь — один из крупнейших бриллиантов весом 86 карат, оправленный в серебро с полусотней бриллиантов поменьше. Повсюду неимоверная роскошь правителей некогда одной из богатейших империй нашей планеты. Золотые люстры и канделябры, различной конфигурации шкатулки, напольные часы и троны. Один из них (турецко-индийский) — весь золотой и инкрустирован жемчугом и изумрудами. Это подарок персидского шаха.


Тронный зал

Топкапы — удивительное место, где время летит быстро. Только успевайте рассматривать старинные здания с ажурной резьбой и тенистыми переходами, с декоративными бассейнами и затейливыми окнами. Строили здесь в разные эпохи. Потому весь ансамбль несколько эклектичен. Но все пропитано любовью к наслаждениям. Даже скромная на вид беседка под бронзовым балдахином, из которой открывается роскошный вид на Золотой Рог и где султаны любили посидеть в тишине.


Беседка

...Гарем — как много в этом слове для уха нашего слилось. Слышали о нем не раз. Но что мы о нем знаем? Гаремы и сегодня существуют во многих арабских странах. Но в Турции лет сто назад запретили многоженство, избавились от монархии, но сохранили для любопытных гарем султана, где можно побродить по комнатам и попытаться представить, как это все работало в прошлые века. Кстати, до принятия ислама турки не знали многоженства. Оно пришло вместе с религией примерно в десятом веке. Самые большие возможности хорошо провернуть это дело были, конечно, у султанов. До ХVI века гаремы, как правило, находились вдали от монарших покоев. Но традицию поломала Роксолана. Она уговорила Сулеймана Великого разрешить ей поселиться в новом дворце вместе со своими рабынями и евнухами. Позднее были построены большие помещения со спальнями султана и его матери. Гарем разросся в комплекс с четырьмя сотнями комнат. В тогдашней иерархии вслед за султаном, его матерью и великим визирем стоял главный чернокожий евнух, отвечавший за дисциплину в гареме, обучение и подбор персонала и прочее. Султаны часто перебирали лимит из четырех разрешенных исламом жен и дополнительных называли наложницами. Каждая из них имела свое жилье, рабынь и евнухов. Все эти люди жили на территории гарема, имевшего свои дворы и места отдыха. Здесь же воспитывали детей, и те, кто постарше, посещали школу принцев.

Самой важной персоной в гареме была султанша-мать, чьи покои состояли из сорока комнат. Именно в гареме находится самый большой и празднично украшенный зал, где любили отдыхать правители и где перед ними выступали с танцами и песнями. Султан приглашал туда друзей. Присутствовать могли также мать и жены, наложницы и дети, но не слуги. Этот зал отделывали уже в начале позапрошлого века. Зеркала из венецианского хрусталя, голландская плитка на стенах, напольные часы из Британии и диван с позолотой из Пруссии. Из этого здания есть проход к библиотеке.

Честно говоря, дворец Топкапы производит сильное впечатление не столько своей архитектурой, сколько внутренней отделкой и богатством экспонатов эпохи величия Османской империи, собиравшей ценные предметы со всех концов света. Я бывал во дворце несколько раз в разные годы. И каждый визит оставлял свой след. Сюда можно возвращаться. Не часто. Пускай раз в несколько лет. Есть что посмотреть.

* * *


Площадь Султанахмет


Змеиная колонна

Топкапы, несмотря на восточную роскошь, находится все же на европейских берегах. Как и весь старый Стамбул с его знаковой площадью Султанахмет, где стоит начинать любые пешеходные экскурсии по городу.

По сути, площадь расположена там, где в 203 году римский император Север построил ипподром, расширенный позднее Константином. Для византийцев обширная территория оставалась важным местом. Здесь проходили гонки на колесницах и гладиаторские бои. Здесь при огромном стечении публики чествовали императоров. Ипподром становился местом восстаний и массовых казней. Известно, что после подавления мятежа против императора Юстиниана на этой площади казнили сорок тысяч человек! Во времена Османской империи султан Махмуд здесь же казнил тридцать тысяч восставших янычар. Это самые масштабные из известных карательных операций властей. Наверняка были и другие. Словом, место развлечений и наказаний. Ипподром имел порядка 400 метров длины и около 120 ширины. По его сторонам располагались выстроенные лестничками сиденья, вмещавшие сорок тысяч зрителей. Посередине пространства находилась императорская ложа. На одном из закругленных концов поля была аркада, украшенная статуями лошадей. Их в качестве трофея в 1204 году венецианский дож вывез на Апеннины и водрузил на главные ворота церкви Сан-Марко. В центре между беговыми дорожками возвышались колонны и обелиски. Часть из них сохранилась до наших дней.

Самый древний, конечно, Египетский обелиск. Он был изготовлен на берегах Нила еще в XV веке до нашей эры при фараоне Тутмосе Третьем. В Константинополь попал почти через две тысячи лет стараниями римского императора Феодосия. В 390 году 20-метровый монолит установили на ипподроме, дополнив актуальными барельефами самого Феодосия и его семьи, а также танцоров и музыкантов. Обелиск водрузили на мраморный постамент.

Еще более внушительных размеров колонна, которую называют Колосс, вытесана из известняка и установлена византийцами в 940 году. Изначально она была украшена бронзовыми пластинами с изображениями рыбаков и других жителей этих мест. Следы креплений видны и сейчас. Но сами увесистые пластины были варварски сорваны участниками очередного крестового похода и переплавлены. Так называемые доблестные рыцари не останавливались ни перед чем.

Неподалеку от Египетского обелиска есть еще одна древнейшая реликвия, обнесенная легкой оградой. Змеиная колонна считается древнейшим греческим памятником города. В 479 году до нашей эры представители трех десятков греческих полисов одержали победу над персами, и в память об этом событии возник необычный монумент. Пятиметровая колонна свита из трех толстых переплетенных змеиных тел. У основания написаны названия городов, участвовавших в битве. Когда-то колонну венчал треножник с золотой чашей. Сейчас мы видим как бы незавершенную конструкцию. Но главная ее ценность в возрасте — две с половиной тысячи лет!

(Продолжение следует.)

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.

Чотиритомник дорожнiх записок
Аркадiя Рибака
пiд назвою
"Хорошо ли там, где нас нет?"
можна придбати
в редакцiï газети "Порто-франко"
(тел.: 764-96-56, 764-95-03, 764-96-68)
i у Всесвiтньому клубi одеситiв

(www.odessitclub.org)