Номер 04 (800), 03.02.2006
Многие наши читатели, увидев это название, вспомнят, что год назад мы открыли рубрику, в которой, используя вопросы и ответы, заданные деятелям кинематографии как на пресс-конференциях (в основном проходивших на МКФ "Молодость"), так и в личных беседах, мы фактически давали их творческие портреты. Продолжаем эту традицию.
I. ЛИЦО СВОЕГО ПАРНЯ
Французского артиста ЖЕРАРА ЖУНЬО наше старшее поколение кинозрителей запомнило по фильму Ивана Дера "Привет, артист". С тех пор для киноманов Жерар Жуньо стал символом французского кинематографа. Его приезд на кинофестиваль "Молодость", вручение ему за творческие успехи в кинематографии статуетки "Скифского оленя", показ двух фильмов с участием Жуньо: "Хористы" режиссера Кристофа Барратье и "Будю" (в последнем Жерар Жуньо выступил и как режиссер-постановщик, впрочем это не первая его режиссерская работа), пресс-конференция с ним стали безусловно одним из событий кинофестиваля.
Жерара Жуньо можно отнести к поколению, вышедшему из т.н. школы "cinema-verite" ("кино-правды"), которая дала толчок возникновению "Новой волны" во французском кинематографе.
Вначале своей кинокарьеры Жерар Жуньо испытывал некоторые комплексы по поводу своей внешности. Но его лицо лицо простого, близкого народу парня вскоре стало символом французского кинематографа и осталось им по сей день.
В фильмографии Жуньо огромное число фильмов, пользующихся невероятной популярностью во Франции и за рубежом. Наши зрители в основном знакомы с ним по телевизионным работам, поскольку в последние годы кинопрокат французских фильмов практически отсутствовал. Во всяком случае участие в киноленте "Игрушка" и роль в фильме Пуаре "Дед Мороз подонок" не прошли для нас незаметно.
В последние годы Жерар Жуньо был удостоен ряда престижных наград за лучшие главные мужские роли в кинофильмах "Хористы", "Прекрасные времена" и Тандем", а также за лучшую мужскую роль второго плана в киноленте "Марта". Но перейдем к вопросам и ответам.
Мы посмотрели фильм "Хористы", где вы сыграли роль учителя музыки, создавшего хор в интернате для трудновоспитуемых детей. Что в этом фильме важно для вас? Верите ли вы, что музыка действительно может воспитывать, влиять на личность ребенка и вообще людей?
Спасибо за вопрос. "Хористы" сыграли в моей жизни большую роль. Меня рассматривали только как комедийного актера. В "Хористах" я выступил в новом качестве, показал, что я могу быть серьезным, что мне под силу психологический, драматический образ.
Сценарий фильма "Хористы" затронул мою душу. Тронула история этих детей, мальчишек... А что касается музыки, то в фильме она играет большую роль. Тем более, что режиссер, получивший консерваторское образование, хорошо чувствовал материал. У меня было такое ощущение, что не я дирижировал хором, а музыка дирижировала мною. Я раньше не подозревал, как велика роль человеческого голоса, роль музыки, какие чувства она способна породить.
Часто кино это улучшенный вариант жизни. Ситуация в "Хористах" это тоже улучшенный вариант действительности? И верит ли месье Жерар в формулу Достоевского "Красота спасет мир"?
К сожалению, кино не может изменить мир. Но оно дает силу и энтузиазм тем, кто хочет сделать мир лучшее.
Трудно ли было сниматься с детьми?
Одновременно и просто, и сложно. Помогает то, что у актеров и детей одна и та же задача игра. В состоянии игры преодолеваются сложности вхождения в образ.
Было очень интересно и приятно чувствовать детей, их вкусы и надежды. Эти 3 месяца съемок я ощущал себя учителем. Это обогатило меня, как человека. Если выйдет фильм о том, как снимались "Хористы", он будет не просто интересным, он будет мастер-классом о том, как работать с детьми. Когда работаешь с такими звездами, как Ален Делон или Жерар Депардье, то более или менее знаешь, чего от них можно ожидать, хотя они порой поражают. Когда работаешь с детьми, то вообще не знаешь, чего ждать, сталкиваешься с абсолютно неожиданным, особенно, если это дети, никогда не снимавшиеся в кино.
Как лично вам работается с такими звездами, как Пьер Ришар или Жерар Депардье?
Я снимался с Депардье в Фильме "Будю", постановщиком которого был я сам. После работы с детьми работать с Депардье было странно, достаточно психологически тяжело. Уходило много нервов. Депардье не просто звезда, он человек особый, особых талантов, качеств, и, если будет позволено так пошутить, то снимать его это все равно, что снимать животных, тут нужен особый подход. Мне помогало то, что я не только актер, но и режиссер, и я мог себя чувствовать с ним на равных.
Знаком ли был Депардье с работой актера, снявшегося в 1932 году в фильме Ренуара "Будю, спасенный из воды"?
Не знаю, но думаю, что с Мишелем Симоном тоже было бы непросто работать. Работой Депардье я очень доволен.
Почему вы решили сделать римейк фильма "Будю"?
Я не хотел делать римейк. Я отталкивался от первичной идеи. Меня интересовала личность Будю, его эволюция, переворот в его жизни, переводящий ее на другой уровень. Я хотел, чтобы люди поверили преображение возможно.
Вы рассчитывали, что фильм "Будю" получит такой успех?
Этого предвидеть заранее нельзя. Я был сопродюсером Жанна Перрина в фильме "Амели". Мы и не думали, что фильм приобретет мировую популярность. В частности, поэтому я считаю, что нельзя договариваться о фиксированном гонорара, а лишь о гонораре, зависящим от успеха фильма.
Сильно ли отличаются ваши ощущения на съемках первого вашего фильма от нынешних, когда вы известный актер?
Мне повезло, я начал сниматься у талантливых режиссеров, фильмы имели успех, это помогает вере в себя. Сейчас легче и с финансовой, и с других сторон. Но каждый раз, приступая к новому фильму, к новой роли, я волнуюсь. Каждый раз испытываешь дрожь, ощущение того, что идешь на риск. Не думаю, что это ощущение когда-нибудь исчезнет. Опыт не снимает ощущения опасности. Одна достаточно опытная актриса сказала: "Когда я играю, я совершенно не волнуюсь, я уверена и спокойна". Кто-то из известных режиссеров ответил ей: "Вы начнете волноваться, когда у вас появится талант".
Вы изменили свое амплуа комического актера, потому что считаете, что драма выше?
Нет, я просто хотел попробовать себя в другом качестве. Комедия, смех это инструмент, средство, которое передает драматические моменты жизни. Смех сам по себе существовать не может. Но он медикамент, лекарство от каких-то наших невзгод, от боли, от черного в жизни. Ирония вбирает в себя и смешное, и грустное. В этом ее сила. Поэтому смотрите на комиков серьезно.
(Продолжение рубрики следует.)
Елена КОЛТУНОВА.
Фото Элеоноры ЗОЛОТАРЕВОЙ.