Номер 03 (1396), 02.02.2018
Реформирование транспортной сферы, проведенное после подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС, принесло плоды в порту Южный, куда пришла амбициозная команда менеджеров.
И начинаются плоды реформ с проходной, где оборудована автоматизированная весовая, которая позволяет без остановки измерять вес и нагрузку на ось любого автомобиля. Так в порту борются с перевесом на дорогах, выполняя нормы европейского и украинского законодательства.
В конце 2016 года порт возглавил Виталий Жуковский, выпускник Академии госуправления при Президенте Украины, специалист по управлению проектами.
- Изначально порт создавался для работы на экспорт, - поясняет руководитель. - Основные грузы поставлял холдинг "Метинвест", продукцию которого покупают страны Юго-Восточной Азии, включая Китай. Руда шла большим потоком, и вся технология предприятия была заточена под экспортные грузы. Так предприятие работало на протяжении 38 лет. В 2015 году порт достиг пика перевалки - 15 млн тонн за год, при этом 98 % занимали именно экспортные грузы. Но мировой кризис, "охлаждение" экономики Китая привело к тому, что украинскую руду стали покупать меньше, и в середине 2016 года произошел обвал грузопотока более чем в три раза. Когда я пришел на предприятие, то понял, что нужно быстро и оптимально заполнять образовавшийся вакуум грузов. Мы сформировали новую команду менеджеров. И решили, что нужно расширять ассортимент переваливаемых грузов, привлекать те, с которыми раньше не работали. А это металл, чугун, увеличили долю зерновых, в том числе шрот и сою. Нарастили объем импортных грузов угля. С импортом предприятие практически не работало, потому возникли определенные технологические сложности в обработке импорта. Это перепад между основной территорией порта и грузовыми площадками, куда заходят составы с грузами, где расположена станция Береговая. Если экспорт идет вниз по конвейерным галереям, то импорт нужно поднимать. Тепловозный парк изрядно устарел. Нужны были вилочные погрузчики. Нам пришлось решить много вопросов. Но за год мы справились с задачей.
Следующим этапом развития порта, пояснил Виталий Жуковский, стала перевалка энергетических углей. Заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк поставил перед стивидорными компаниями задачу по перевалке большого количества импортного угля из США, ЮАР и Канады. За год порт Южный перевалил 1,2 млн тонн энергетического угля и перегрузил свыше 1,6 млн тонн коксующегося угля компании "Метинвест" для металлургических комбинатов.
- При этом, - подчеркивает Виталий Жуковский, - мы не построили новых технологических галерей, складских помещений. Все было сделано за счет интенсивного применения наших средств производства. В процессе работы нами были установлены рекорды. 75 тысяч тонн антрацита из ЮАР разгрузили за 50 часов. Тогда был очень острый момент для страны. Электростанции нуждались в угле. Ставилась задача как можно быстрее разгрузить балкер. И мы это сделали за двое суток. В июле я посетил горнорудный терминал порта Гамбург, который работает только на импорт. Они разгружают панамакс на 75 тысяч тонн за три дня. А мы показали, что наши технологии не хуже и личный состав может, когда надо, выполнить любую задачу.
В планах на 2018 год - строительство склада напольного хранения зерновых грузов. Порт планирует купить новые краны, улучшить подвижной состав, построить дополнительные железнодорожные пути и т. п.
Несмотря на финансовые сложности предприятия, в прошлом году удалось обойтись без сокращений трудового коллектива. По итогам 2017 года в госбюджет Украины было перечислено 740 млн гривен. Выросли платы в местный бюджет за счет повышения того, что средняя зарплата выросла с 11 тысяч до 13600 гривен.
Государственная стивидорная компания "МТП "Южный" проводит в жизнь антикоррупционную деятельность, разработана соответствующая программа, создан спецотдел. Работает горячая линия, телефоны доверия, ведется взаимодействие с правоохранительными органами. Через систему "Прозоро" осуществляются государственные закупки. Благодаря работе в системе "Прозоро сейл" оптимизирована продажа неликвидов. Так, по результатам тендера цена на металлолом значительно выросла от начальной.
В 2017-м порт Южный обработал 1,6 млн тонн грузов. Рост грузооборота составил около 40 % по сравнению с 2016 годом. Но чтобы развиваться, конечно, необходим инвестор, который придет с финансовыми вливаниями для модернизации и со своим грузопотоком.
А пока порт Южный, который, кстати, задумали переименовать, но пока не нашли приемлемого решения, продолжает свою каждодневную работу. И готовится отметить 40-летний юбилей.
Инна ИЩУК.