Номер 2 (1148), 18.01.2013
Библиотеку многие представляют как стеллажи с книгами. Доля правды в этом есть: "библиотека" в переводе с греческого как раз и означает "книгохранилище". Но для современной библиотеки это слишком скудное определение. Ибо сейчас даже в сельских библиотеках все чаще люди могут пользоваться компьютером и интернетом. А это дает возможность получать доступ: учащимся - к электронным библиотекам и учебным сайтам, безработным - к сайтам с вакансиями, тем, у кого далеко живут родственники, - к видеосвязи по скайпу. А малыши могут еще и быстрее развиваться - в самых разных отношениях, в том числе и довольно неожиданных.
Юный одессит Давид рос смышленым малышом, однако родителей настораживало то, что в три года ребенок говорил крайне неразборчиво: даже им порою было сложно его понять. Но как раз в то время в универсальном читальном зале центральной библиотеки для детей им. А. Гайдара создавалась "Почитай-ка" - группа самых маленьких читателей. Давиду очень хотелось побыстрее научиться как следует говорить, чтобы без препон общаться с новыми друзьями, и он послушно выполнял необходимые упражнения: проговаривал звуки, учил скороговорки и играл в игры с мелкими деталями, чтобы развить моторику рук (от этого тоже зависит, насколько быстро заговорит ребенок). И результат не заставил себя ждать: уже через три месяца Давид заговорил, рассказала директор универсального читального зала Евгения Стельмах, которая и занималась с мальчиком. Но занятия надо было продолжать, чтобы закрепить результат. Да и остальным "почитайкам" тоже не мешало бы научиться четче и выразительнее разговаривать. И тогда родилась идея подключить к логопедическим занятиям компьютеры, точнее, специальную компьютерную программу, где на каждый звук есть свой урок с яркими картинками и веселыми заданиями. После таких занятий даже самый неподатливый звук "Р" малыши выговаривают четко.
Вообще, юзерами, т.е. компьютерными пользователями, "почитайки" становятся уже с самого начала. Но к этому процессу библиотекари подходят аккуратно - по всем правилам науки. Ребятишек учат правильно сидеть за столом, включать компьютер, открывать ярлыки на рабочем столе, пользоваться самыми простыми программами.
Вопреки бытующему мнению, что компьютер сейчас есть едва ли не в каждом доме, многие дети впервые садятся за него именно в библиотеке.
Женя Тащи пришел в библиотеку пять лет назад, когда его родители только лишь начали копить деньги на компьютер. Мальчик с увлечением работал в читальном зале и довольно хорошо освоил хитрую машину. Так что, когда родители наконец-то купили ему ноутбук, он уже мог сам преподать им уроки компьютерной грамотности. И теперь у Жени вся семья - продвинутые пользователи.
Коля, хотя и учится в девятом классе, до того момента, когда переехал с родителями в Одессу из деревни, компьютер видел только по телевизору. Новенькому читателю вызвался помочь один из "почитаек" Саша Козырев. Он научил Колю, как пользоваться простыми программами. А ведь учителю - всего четыре года!
- Этому нечего удивляться, - считает директор читального зала Евгения Стельмах, - ведь малыши очень быстро все схватывают.
Приобретя первичные навыки, можно браться за задания и посложнее. Например, самим сделать мультфильм. Уроки "мультляндии" дает малышам методист Елена Квитка. На компьютерах читального зала установлена специальная программа, благодаря которой можно придумать новые приключения для любимых сказочных персонажей. Ребята сами выбирают героев для своих мультиков, их движения и мимику, придумывает ситуации и место действия... Но больше всего радости приносит юным мультипликаторам - что бы вы думали? - концовка мультика, когда на экране появляется имя автора, детям это очень нравится, - рассказывает методист Елена Квитка.
Вырастая из мультиков, воспитанники библиотеки переходят во вторую возрастную группу. Тут им уже задают домашние задания - рефераты, сочинения, информацию для них можно найти не только в книжках, но и в интернете. А для юных авторов стихов и прозы сотрудники читального зала создали творческий блог "Проба пера". Самый волнующий момент, признаются юные сочинители, - это отклики посетителей блога на их творения.
Учат ребят и тому, как грамотно использовать возможности социальных сетей: общаться с теми, кто далеко, пересылать фотографию, музыку, делиться ссылками на интересные сайты и т. п. Кстати говоря, действуют библиотекари строго по науке: возраст ребенка умножается на два и получается то количество минут, которое ему позволительно сидеть за компьютером. Например, если ребенку 11 лет, то у него есть 22 минуты доступа к Сети.
Для получения нужных навыков этого времени достаточно, полагают библиотекари. А вот чего не хватает, так это техники, особенно современной. Этим летом пришлось столкнуться с такой коллизией.
В рамках книжной ярмарки "Зеленая волна" проходил конкурс цифровых рисунков "iParus" на тему повести нашего земляка Валентина Катаева "Белеет парус одинокий". Цифровые рисунки - это едва ли не первое, что осваивают дети, когда учатся работать на компьютере. Так что кому, как не им, следовало участвовать в этом конкурсе. Вот ребята и отправили свои работы, и трое из них вошли в финальную десятку. Да только умели они работать компьютерной мышкой на обычном (стационарном) компьютере, а в финале следовало рисовать на планшетах (сенсорный портативный компьютер - А. К. ), которых не было ни у ребят, ни в библиотеке. Поэтому сотрудники читального зала договорились с одним из магазинов компьютерной техники, чтобы дети ходили туда учиться рисовать на планшетах. И хотя ребятам пришлось осваивать совершенно новый инструмент, что называется, на скорую руку, их старания окупились сполна. Десятилетний Ян Омельян, один из воспитанников библиотеки, занял первое место и выиграл планшет iPad 3. Теперь Ян приходит в читальный зал со своим призом, чтобы и его друзья научились пользоваться планшетом.
И надо сказать, что для своего возраста питомцы библиотеки умеют совсем немало. Настолько, что даже позволили себе спеть частушки:
С Биллом Гейтсом повстречаться
Мы готовимся уже,
Потому что много знаний
Накопилось в багаже.
А что: в их возрасте будущий создатель корпорации Microsoft не умел и этого! Правда, по весьма уважительным причинам...
Но не стоит думать, что компьютеризированные дети приходят в библиотеку только из-за интернета. Они ведь и читатели. Хотя, конечно, компьютерные знания и здесь находят применение. Например, недавно проводился конкурс электронного читательского дневника. Для участия в нем нужно было прочесть много книг, а потом изложить их содержание кратко и занимательно, чтобы дневник получился интересным и читабельным.
А в скором времени каждый читатель сможет поделиться своим мнением о прочитанной книге, так как появится новый электронный ресурс: "Виртуальный читальный зал предлагает". Если читателю понравилась книга, то он может ее порекомендовать остальным: составить аннотацию, отсканировать титульную страницу и выставить ее в виртуальном каталоге.
Кстати, еще одна новинка, которую обещают сотрудники читального зала, тоже виртуальная. Сейчас разрабатывается электронный абонемент. Чтобы не остаться в должниках, читатель может заполнить электронный бланк, продлить срок чтения книги и не тратить время, которое требуется, чтобы прийти ради этого в читальный зал.
Чтобы помочь читателям найти общий язык с компьютером, для начала его нужно освоить самим библиотекарям. Тем более, что их юные подопечные порою гораздо лучше ориентируются в Сети.
- Я не так давно начала пользоваться компьютером, - честно признается главный библиограф библиотеки имени А. Гайдара Татьяна Ясинская. - Долгое время как-то удавалось без него обходиться. Но сейчас без компьютера никак.
Сотрудники универсального читального зала решили поделиться опытом с коллегами и провели учебный семинар.
Методист Елена Квитка рассказала о том, как обезопасить ребенка от ловушек, которые есть в интернете - мошенничество, зависимость от онлайн-игр, сайты для взрослых. Для этого есть масса технических хитростей. Например, просматривать список посещенных сайтов после того, как ребенок работал в интернете. А еще есть специальная программа, которая не дает зайти на нежелательные сайты. Но лучший способ, конечно, это объяснить детям, какие сайты им будут полезны и что должно настораживать. Например, общаясь в социальных сетях с незнакомцами, можно попасть на мошенников. Они могут выпытывать подробный распорядок всех членов семьи, вычислить таким образом, когда никого нет дома, и попытаться ограбить квартиру. Или ребенку могут предложить поучаствовать в платном розыгрыше, где он рискует проиграть большую сумму. Столько опасностей подстерегает ребенка, если он много времени проводит в интернете:
- А это значит, что у ребенка дефицит общения, - объясняет Евгения Стельмах. - Чтобы он меньше времени проводил он-лайн, ему нужно помочь найти общение в реальной жизни. И библиотека может стать для ребенка таким центром, - уверена директор читального зала.
Но для этого нужно сделать библиотеку не просто местом, где можно почитать книгу, но и дать возможность детям общаться с интересными людьми. Так, во время своей поездки в Одессу российский художник Леонид Тишков провел для детей мастер-класс по рисованию. Он оставил читателям адрес своей электронной почты, и теперь они ведут переписку. Также ребята общаются со многими писателями благодаря интернету. У писателей есть свои сайты, где ребята и находят информацию об авторах и их контакты.
А еще методисты универсального читального зала провели мастер-класс для коллег. Библиотекарей разделили на четыре группы и дали задание найти произведение на сайте его автора. Библиотекарей учили правильно подбирать ключевые слова, ориентироваться на сайте и копировать текст - тому же, что осваивают воспитанники читального зала в самом начале процесса обучения. Зато теперь и участники мастер-класса смогут помочь своим читателям лучше разбираться в мире интернета. Без чего, что не говорите, а прожить сегодня почти невозможно. Учиться же - тем более.
Кстати, об учебе.
Вы, надеюсь, не забыли Давида, с которого начался этот рассказ. Так вот, сейчас мальчик учится во втором классе, круглый отличник. И до такой степени разговорился, что буквально не умолкает, с улыбкой рассказывают сотрудники библиотеки, куда он ходит до сих пор. С улыбкой, но и не без гордости: ведь они прямо причастны к столь чудесному превращению.
Самое удивительное, что такое обилие работ библиотекари универсального читального зала умудряются проводить всего на двух компьютерах. Между тем что бы ни говорили об отмирании библиотек в связи с развитием интернета, об отсутствии у ребят необходимости в их использовании, а количество читателей в данной библиотеке растет. Прежде всего потому, что библиотека стала для ребят центром интересной жизни, где можно и с ровесниками пообщаться, и свои таланты проявить, и с людьми интересными встретиться, а еще приобрести полезные навыки - хотя бы в той же компьютерной сфере. Так что за двумя компьютерами становится все теснее. Потому сотрудники читального зала решили подать заявку на участие в проекте "Библиомост". Так называется грантовая программа, которая выделяет средства на техническое оснащение библиотек. За четыре года работы более 1600 украинских библиотек стали компьютеризированными. А это более чем важно: ведь две трети жителей нашей страны не имеют возможности пользоваться интернетом. А значит, им недоступны электронные библиотеки, познавательные сайты и прочие интернетовские блага. Особенно остро эта проблема стоит в селах и поселках, где, кроме школы и Дома культуры (если таковой сохранился), просто негде провести с пользой время. Библиотеки тут становятся поистине центром жизни: сюда приходят фермеры, чтобы через интернет заказать оборудование или выгодно продать урожай, безработные узнают о вакансиях и отправляют резюме, многие общаются с родственниками по скайпу и т. п. Практически все нынешние участники "Библиомоста" организовали у себя творческие кружки для детей.
Сейчас начался четвертый тур проекта. По его завершении модернизированных библиотек станет еще больше. Возможно, эти ряды пополнят и пять библиотек Одесской области, которые подали заявки на участие в этом проекте.
Антонина КУЧЕРЕНКО.
Фото автора.