Номер 2 (1099), 20.01.2012

А "ЛЕС..." ТАКОЙ ЗАГАДОЧНЫЙ

"Тайна Венского леса". Балет в двух действиях на музыку Густава Малера и Иоганна Штрауса. Хореограф-постановщик и автор либретто - заслуженный артист России Юрий Васюченко. Дирижер- постановщик - Оксана Лынив. Художник-постановщик - Михаил Безчастнов. Одесский национальный академический театр оперы и балета.

Новая постановка театра, как и предыдущие, вызвала неоднозначную реакцию. Спектакль идет в уик-энды - лучшее время для сборов, зал переполнен, зрители аплодируют, а вот отзывы в прессе и на интернет-сайтах все больше критические. Мы попытались дать читателям представление о спектакле, а заодно и разобраться: почему так разнятся оценки зрителей и критиков...

ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ

В замке Майерлинг в 1889 году добровольно ушли из жизни кронпринц Рудольф, единственный наследник австрийского императора Франца-Иосифа, и его возлюбленная Мария Вечера. Самоубийство этой пары - одна из самых трагических и загадочных любовных историй XIX века. До сих пор истинные причины гибели двух влюбленных неизвестны. Создатели балета "Тайна Венского леса" - хореограф и автор либретто Юрий Васюченко и автор музыкальной концепции дирижер Оксана Лынив - позволили себе превратить эту историю в легенду и дать ей новую жизнь.

Концептуальная идея балета построена на сочетании эпизодов из произведений выдающихся австрийских композиторов Густава Малера и Иоганна Штрауса. Фантастический мир природы и экспрессия чувств Малера переплетаются с изысканной эстетикой музыки Штрауса.

Прямая речь

Юрий Васюченко: "Балета под таким названием в мире не существует, это эксперимент, который проводит наш театр. Мы в какой-то мере нарушаем художественные традиции: у нас не будет разрисованных задников, декорации будут мобильными и объемными".

Михаил Безчастнов: "Когда меня пригласили работать над балетом, я сперва решил, что сценография будет традиционной. Но после общения с балетмейстером понял, что работа предстоит более интересная. Мы придумали декорации из полиэтилена - гибкие и объемные, которые постоянно трансформируются и двигаются. Это условное обозначение леса - никаких зеленых деревьев тут нет. Декорации то служат актерам своеобразными костюмами, то превращаются в огонь. Полиэтилен - материал бытовой, но тем интереснее было продумать его театральное воплощение".


Оксана Лынив: "Лично для меня работа над постановкой этого балета была увлекательным и творческим процессом. По многим причинам сама тема и идея балета оказались для меня очень близкими. Во-первых, исторически я родом из Галиции, которая до 1918 года входила в состав Австро-Венгерской империи. Небольшой городок Броды, в котором я родилась, имел тогда огромное стратегическое значение - это был последний пограничный город Австрии на границе с соседней Российской империей. За городом находилась государственная граница, а со столицей его соединяла железнодорожная ветка Броды - Вена. Единственная гимназия с немецким языком обучения гордо носила почетное имя Кронпринца Рудольфа, а одним из выпускников её был известный новеллист, классик австрийской литературы, писатель Йозеф Ротт. Большинство галицких традиций определенного стиля жизни и черт менталитета связаны именно с этим периодом. А запах львовских кофеен в сочетании с интерьерами в стиле сецессии и непревзойденным ассортиментом сладостей и поныне достойно конкурируют со своими венскими прототипами. Поэтому попытаться сотворить атмосферу той эпохи, погрузиться в идею такого балета с самого начала было для меня очень интересным заданием.

И конечно - Малер. Музыка этого композитора сыграла особенную роль в моей жизни. Именно с ней связаны самые решающие моменты в моем профессиональном становлении. В сложное время, после окончания консерватории, именно участие и победа в первом Международном конкурсе дирижеров им. Густава Малера открыли мне все последующие профессиональные возможности. Первое в жизни выступление на интернациональном уровне перед профессиональным оркестром самого высокого немецкого класса, перед жюри, в состав которого входили известные дирижеры с мировыми именами, среди которых как почетный член - внучка гениального композитора Марина Малер, и исполнение конкурсной программы, центральными произведениями которой были 5-я Симфония и вокальный цикл "Песни на слова Рюккерта" Малера - это те впечатления и эмоции, которые не забудутся никогда.

Кроме того, эта постановка - дань памяти этого великого композитора, 100-летие со дня смерти которого в 2011 году отмечал весь мир. В своей музыке он передал важную информацию для последующих поколений, которая особенно актуальна сегодня".

ЧТО ПРОИСХОДИТ НА СЦЕНЕ
(ЛИБРЕТТО)

Акт первый

В Венском лесу волнение и переполох, его продают. Тролль собирает дриад и лесных духов, и они решают, как избежать его вырубки. А в это время в одном из королевских замков недалеко от Вены на живописных берегах Дуная идет бал. Бал идет в то время, когда королевская казна пуста. Золото, роскошь, дорогие наряды: все это привело к тому, что король вынужден продать Венский лес.


Тролль, он же распорядитель бала, танцует вместе с гостями, а в это время король и Йозеф (покупатель леса) обсуждают сделку. Периодически Йозеф танцует со своей подругой Марией (из обедневшего дворянского рода). Среди гостей и Рудольф (офицер и сын короля). Он беззаботно танцует, пока в одном из танцев не встречается с Марией. Их глаза встречаются, и они понимают - это любовь. Незаметно для гостей Рудольф назначает свидание Марии в Венском лесу.

Заканчивается бал. Мария уходит вместе с гостями, а король и Йозеф подписывают документы на покупку Венского леса. Йозеф отправляется в трактир праздновать удачную покупку. Пока Йозеф пьянствовал с лесорубами и девочками, Мария и Рудольф встретились. Они так были увлечены друг другом, что не заметили, как оказались недалеко от места пребывания Йозефа и компании.

Увидев Рудольфа и Марию вместе, Йозеф обезумел. В пьяном угаре он начал выяснять отношения с Рудольфом. Рудольф отталкивает Йозефа и поворачивается к Марии. В этот момент Йозеф достает нож и бросается на Рудольфа. Мария встает между ними, но обезумевший Йозеф уже не может остановить удар... Мария падает на руки Рудольфа. Все присутствующие в панике разбегаются, а с ними испуганный содеянным Йозеф. Рудольф в отчаянии.

Акт второй

Нет любимой, незачем больше жить. Но тут появляются феи (вода, огонь, воздух), которые кружат Рудольфа в своем завораживающем танце, увлекая его в бездну небытия. Рудольф сопротивляется, он не хочет забыть Марию.

Появляется Тролль, который дает ему шанс воссоединиться с Марией, но нужно избавить лес от истребления. Рудольф вступает в бой с Йозефом. Весь лес помогает ему победить тирана с лесорубами. Йозеф повержен, лесорубы изгнаны.

Лес воссоединяет влюбленных. Счастье и любовь приходят в королевство, которое в вихре танца празднует победу любви и добра.

КТО В ЛЕС, КТО ПО ДРОВА
(МНЕНИЕ КРИТИКА)

Мнения по поводу постановки разделились. Одни зрители уверяли, будто это "что-то особенного", и спектакль вполне удался, поскольку после него они "шли домой и пританцовывали". Другие увиденное вовсе не приняли, ужаснувшись откровенно идиотскому либретто, отсутствию музыкальной драматургии ("нарезка" из различных произведений Малера и Штрауса), жутким полиэтиленовым декорациям помоечного вида и незатейливой хореографии вкупе с такой же режиссурой. А прежде всего стоило бы задуматься: на кого это рассчитано? Для какой именно аудитории творили авторы спектакля? Для взрослой? Но тогда жертвам лоботомии надо предлагать в кассах ощутимую скидку. Для детской? Здесь кое-какой резон имеется. Пожалуй, "Тайну..." имеет смысл показывать детям, но лишь для того, чтобы наверняка испортить вкус и подготовить к восприятию дальнейших подобных "шедевров" на сцене, напомним, Национального театра, а этот статус должен соответствовать не столько стенам в позолоте, сколько уровню творческой продукции. Право же, какая-нибудь скромная "Штраусиана" на фоне классических расписных задников работы Натальи Бевзенко-Зинкиной, смотрелась бы гораздо лучше.


Хореограф-постановщик и автор либретто Юрий Васюченко проявил бездну фантазии, сочиняя сюжет "Тайны..." (а лучше бы употребил изобретательность в постановке танцев). И не нужно говорить, будто все без исключения балетные либретто бестолковы. Такую ерунду еще нужно уметь придумать!

По замыслу авторов постановки театр должен был получить оригинальное произведение на музыку Густава Малера и Иоганна Штрауса. О том, что музыка балета обычно пишется одним композитором от начала и до конца ("Штраусианы" и "Шопенианы" - особый случай, это скорее вечера балета, чем балетные спектакли), по всем законам музыкальной драматургии, постановщики предпочли забыть. Их решение таково: аристократы во дворце тянут носочек, исполняют скучный набор урочных движений под Штрауса, тянущие носок уже на себя лесорубы враскоряку, задорно и брутально пляшут под Малера (подружки, правда, канканируют все же под Штрауса). А еще в дело вмешаются со своими псевдоклассическими вариациями три феи в разноцветных пачках...

На пресс-конференции, состоявшейся перед премьерой, создатели постановки рассказали о том, что они искренне полагают, будто их произведение, созданное к 100-летию со дня смерти Малера, "становится в один ряд с постановками остальных балетов на музыку Малера, которые также были поставлены к этой дате в известных крупнейших театрах мира - Мюнхена, Гамбурга, Парижа и Лондона". Трепещи, Париж! Остается понадеяться на то, что когда Одесский театр оперы и балета захочет снова создать оригинальный репертуар, его сотрудники сочинят уже не балет, а оперу, и обязательно найдутся ее почитатели, которые заявят, что по дороге домой они "напевали"...

Мария ГУДЫМА.

А ОН НАМ НРАВИТСЯ
(МНЕНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ)

Ирина, педагог: "Спектакль - замечательный, как и сам театр. Музыка потрясающая, очень хорошо подобранная, действие захватывает, хотя, честно говоря, если бы я не знала либретто, то не все смогла бы понять. Но смотрится балет очень красиво, а артисты на высоте. Получила большое удовольствие от прекрасно проведенного вечера". По-моему, лучше своего собственного впечатления все равно ничего нет.

Светлана, студентка: "Так получилось, что я, прежде чем пойти в театр, прочитала в интернете несколько отзывов, в том числе и отрицательных. И это настолько контрастировало с тем, какой поднялся ажиотаж, что я решила все-таки пойти и посмотреть своими глазами, тем более, что у подруги оказался лишний билет. И еще раз убедилась, что чужие мнения можно учитывать, но лучше всего иметь свое. Балет мне очень и очень понравился. Какие красивые костюмы, а какая получилась потрясающая луна в лесу - на всю сцену. Очень эффектно поставлены танцы, особенно танец фей воды, огня и воздуха... И в финале я хлопала так, что чуть ладони не отбила, и я была не одна такая - почти весь зал".

Олег и Татьяна, служащие: "Мы редко ходим в театр, и на этот спектакль попали случайно. Решили сделать себе подарок на пятую годовщину свадьбы. Очень довольны, что посмотрели этот балет. Красивые танцы, артисты молодые, приятно на них смотреть, о музыке мы уже не говорим. Декорации, правда, непривычные, хотелось бы, чтобы лес выглядел более правдоподобно, но постепенно мы и к ним привыкли. А в целом, прекрасный спектакль, у нас от него остались самые лучшие впечатления".

Подготовил Александр ГАЛЯС
(использованы материалы, предоставленные пресс-службой
Одесского национального академического театра оперы и балета).

Фото О. ВЛАДИМИРСКОГО.