Номер 02 (1569), 3.02.2022

"БЛИЗКОЕ": ОДЕССКОЕ И НЕ ТОЛЬКО

В Музее западного и восточного искусства прошла выставка фоторабот Анны Голубовской "Близкое".

Автор выставки родилась в Одессе в 1969 году. Окончила Одесское театрально-художественное училище и инженерно-строительный институт, после чего работала архитектором в бюро "Вариарт". С 1993 по 2006 год Анна — директор художественной галереи "Либерти". При этом она активно работает над дизайном книжных изданий, ее работы в этом направлении неоднократно были отмечены на книжных конкурсах и ярмарках. Последние 20 лет Анна занимается художественной фотографией. Основные жанры ее работ — портреты одесских художников и уличные фотографии, снятые в Одессе и других городах мира. Одесситка работала фотографом на фестивале в Бордо (Франция), там же проводила выставки и мастер-классы. Анна Голубовская снимает на черно-белую пленку и предпочитает традиционную печать фотографий.

В Музее автор выставила свои работы за последние пять лет. Вот как прокомментировала эту выставку Людмила Шарга: "Чёрно-белый — секретный язык, так как он смещает реальность". Это — Мариэль Хаданг, более известная как Сара Мун, о чёрно-белой фотографии. Разглядываю фотоработы Анны Голубовской и убеждаюсь, что это так. Смещается реальность, смещается созерцаемое и созерцатель — в данном случае — я.

Несколько раз я наблюдала, как Аня, балансируя на зыбких гранях волн и ветра, камня и песка, взгляда и улыбки, приручает то, что в принципе приручить и поймать невозможно — свет. Вот он скользнул по руке, задержался на миг, затаился в прядях волос, рассыпался солнечными бликами-брызгами и исчез.

Исчез — для меня, стороннего наблюдателя.

Но не для неё.

Приручённый свет живёт в каждой её работе, пульсирует в каждом кадре, на каждом снимке, будь то портрет или пейзаж, марина или натюрморт, или ню...

Удивительное единение света и тени. Тайнопись.

Музейные залы опустеют, погаснет освещение, стемнеет на улице, а свет на фотографиях не исчезнет — останется, переливающийся через строгие границы рамок, стекающий по стенам, живой и свободный, близкий и согревающий, и неуловимый, как само время, подвластный лишь фотографу, способному почувствовать и предугадать его появление и проявление, наделённому особым чутьём и талантом.

Такому — как Аня.

Я понимаю, что словами не передать и малой толики ощущения, которое возникает при взгляде на её фотоработы. Их лучше увидеть, и не один раз, на бегу, а всмотреться, вчитаться, вслушаться".

Анна Голубовская пообещала, что не за горами новая выставка, поскольку уже накопилось много материала.