Номер 25 (1514), 20.08.2020

СПАСИТЕ ЛЮДЕЙ НА ДОРОГАХ

Как сделать так, чтобы на дорогах Одессы перестали погибать люди? Этим вопросом задался известный урбанист Петр Обухов. На основании данных за последние три года он сделал вывод, что в ДТП нашего города каждые пять дней гибнет один человек, при этом две трети погибших — пешеходы.


В качестве одного из вариантов решения задачи П. Обухов приводит шведский опыт. В этой стране еще 23 года назад запустили программу "Vision zero", идея которой базировалась на том, что в смертельных ДТП виноваты не только водители и пешеходы, но и проектировщики дорог и перекрёстков. А если грамотно спроектировать улицы, то вероятность ДТП серьезно уменьшится. По убеждению авторов программы, грамотным проектированием улиц можно сделать так, чтобы водители допускали меньше ошибок.

Опыт показал правильность такого расчета. Многие города мира внедрили ее у себя и добились прекрасных результатов. Так, в Осло в 2019 году на дорогах не погиб ни один пешеход или велосипедист.

П. Обухов приводит данные, что при столкновении автомобиля с пешеходом на скорости 30 км/ч вероятность смерти пешехода — 20 %, на скорости 60 км/ч — 85 %. Поэтому и стараются ограничить скорость движения автомобилей там, где много пешеходов — в жилых районах, центре города, вокруг школ.

П. Обухов считает, что, кроме дорожных знаков и видеокамер, скорость можно снижать специальным проектированием улиц. Среди предлагаемых им способов такие:

— круговые перекрёстки вместо обычных светофорных. На таких перекрёстках невозможны лобовые столкновения, они более эффективно пропускают машины;

— сужение полос. Чем меньше ширина полосы — тем аккуратнее и медленнее приходится по ней ехать, чтобы никого не зацепить;

— островки безопасности на переходах. Если улица имеет две и более полос в каждом направлении, то посередине зебры обязательно должны быть островки безопасности. Во-первых, там можно переждать если не успел перейти дорогу, пока горел зелёный свет. Во-вторых, ради островка придётся сузить полосы и это вынудит водителей медленнее ехать в данном месте;

— искривление дороги;

— антикарманы возле перекрёстков, чтобы водители не могли парковаться и не заслоняли обзор пешеходам;

— выделенные полосы движения для общественного транспорта и отдельные велодорожки;

— разделительные тросы посреди дороги, чтобы сделать невозможными лобовые столкновения;

— приподнятые зебры, которые выполняют роль таких мягких "лежачих полицейских" (автор против классической их формы).

Петр Обухов состоит в рабочей группе департамента транспорта по выработке предложений для Европейского Банка Реконструкции и Развития, которые помогут получить кредит для мероприятий по повышению безопасности дорожного движения. Кредит включает в себя создание круговых перекрестков, подсветку зебр ночью, ограждение трамвайных путей забором, создание велодорожек.

Эти предложения дополнил и уточнил Андрей Ковалов.

По его словам, в США практически нет нигде круговых движений, но аварий все равно немного, поскольку там очень долго горит желтый свет, так что успевают проехать даже те, кто хотел проскочить. Также есть некий зазор после включения красного света, когда другому направлению тоже горит красный, так что есть время подумать.

В Европе в таких жилых районах, как у нас Чубаевка, тротуар повсеместно искривлен так, что физически невозможно разогнаться более 15–20 км/час, поэтому люди там чувствуют себя более спокойно. Правда, замечает автор, на той же Чубаевке многие жители отхватили у тротуара куски земли и поставили там ограду, так что пешеходам приходится идти практически по дороге. А. Ковалов считает, что следует пересмотреть границы участков, снести незаконно установленные ограды, и тогда можно было бы построить и велосипедные дорожки.

А вот Вадим Костылев утверждает, что "надо не фанатично снижать скорость, а заняться разметкой, светофорами и знаками. И тогда среднеевропейского ограничения в 50 км/ч будет достаточно".

Поскольку эта тема затрагивает абсолютное большинство одесситов, предлагаем читателям принять участие в дискуссии, вносить свои предложения.