Номер 34 (1427), 28.09.2018

ЗА РАМКОЙ МОНИТОРА

"Что наша жизнь? Игра!" - устами Германа сказал А. С. Пушкин, не догадываясь, что спустя несколько столетий эти слова окажутся пророческими.

Едва появились первые симуляторы - виртуальные питомцы "тамагочи" - люди заговорили об опасности: дескать, новое поколение вот-вот сбежит в компьютерную, ненастоящую, жизнь. Между тем с развитием технологий игры становились все ближе к реальности - чем глубже "погружение", тем лучше. Но может ли компьютерная игра выйти за рамки монитора и стать частью повседневной жизни ничем не примечательных людей?


Игры в жанре "РПГ" (ролевые игры с широкими возможностями развития собственного персонажа в условиях предложенного мира) неизменно бьют рекорды по популярности, но вместе с тем отнимают довольно много времени. Иногда они действительно кажутся привлекательнее реальности: с одной стороны, игрок получает полную свободу действий для развития своего "альтер-эго", с другой - как и в реальности, любое происшествие влияет на персонажа. Система прозрачна - все можно просчитать с относительно небольшой погрешностью. В жизни все не так... или точно так же?

НАЧАЛО ИГРЫ

Кристина, переводчица, 28 лет:

"Я пришла к этой системе самостоятельно: просто в определенный момент поняла, что нужно как-то организовывать свое время. Как раз появилась мода на разные планировщики, системы учета времени и тому подобные вещи. Но это мне не подошло, каждый вечер я расстраивалась из-за того, сколько всего не выполнено и из-за этого выполняла еще меньше, чем хотелось бы. Я смотрела на то, как системы планирования дел меняют жизнь других людей и думала о том, что безнадежно неорганизованная. Попробовала выписывать все свои цели в блокнот и вести возле каждой шкалу прогресса. Для "долгосрочных" целей, которые нельзя измерить количеством - таких, как изучение испанского языка, - я рассчитываю прогресс по уровням, закрашиваю клеточки на шкале прогресса, по одной за каждые полчаса контакта с языком. Одна заполненная шкала - один уровень. Прогресс "краткосрочных" или "разовых" задач отслеживать проще, это конкретные вещи: переведенный текст, прочитанная книга, генеральная уборка. Без привязки к датам я вижу свои текущие дела и могу выбрать то, чем займусь прямо сейчас, но не переживаю, что не успела что-нибудь из напланированного".

Сергей, автомеханик, 24 года:

"Я люблю игры - что скрывать, новая игра может отобрать у меня выходные. Потому, что в игре есть разнообразие и свобода выбора: даже один и тот же навык персонажа можно развить, выполняя разные, не похожие друг на друга, задания. В какой-то момент я задумался о том, что разработчики не могли придумать такую систему "с нуля". Мне показалось интересным выписать для себя качества, которые я хочу у себя развить и подумать над тем, как их можно развивать. Мои предположения подтвердились: к одному и тому же результату ведут десятки разных путей. Это вроде бы очевидно, да? Мы не задумываемся о том, что развиваем профессиональные навыки не только за работой, но и рассказывая о своей работе знакомым, обсуждая что-то с коллегами, подмечая какие-то детали за героями сериалов и художественных фильмов. Главное, все делать с включенной головой".

Екатерина, архитектор, 34 года:

"Я прочитала статью на образовательном портале о школе, в которой обучение построено по принципу РПГ-игры - ребенок выступает в роли персонажа, "прокачивающего" навыки и проходящего для этого разные "квесты". Мне это показалось интересным, было обидно, что в моем детстве не было таких крутых школ. В какой-то момент перестало хватать мотивации - когда день за днем делаешь одно и то же, быстро "теряешься", кажется, что ничего не делаешь и устаешь. Я хотела просто как-нибудь заинтересовать себя, сделать жизнь ярче. Моя система получилась очень сложной, я старалась учесть все-все-все: отслеживать саморазвитие, рабочие задачи, время отдыха, настроение, количество калорий. Не думаю, что такое подойдет многим, но меня радует то, что, анализируя прожитый день, я понимаю, сколько всего полезного и важного происходит со мной".

"Система", о которой идет речь, - действительно одна из множества образовательных технологий, успешно применяемых для обучения детей младшего и среднего школьного возраста. Это называется "геймификацией" (от английского "game" - игра) и основано на идее развития себя по принципу персонажа компьютерной игры. Однако, как оказалось, "геймифицировать" можно что угодно: учебу, работу, хобби, переход к здоровому образу жизни или даже все сразу. Единственный "недостаток" такого подхода заключается в том, что геймификация основана на идее непрерывного прогресса и, как следствие, не может работать без заранее продуманных наград. В качестве вознаграждений за достижения уровня могут выступить как "виртуальные" достижения, по аналогии с играми - новые уровни, забавные звания или рисованные значки, так и вполне реальные награды: поход в кино, дорогая покупка или что-нибудь другое, что давно хотелось получить. Важно продумать заранее не только сами награды, но и привязать их к конкретным результатам. Таким образом, с одной стороны при достижении звания "Мастер Мытья Посуды" не возникнет чувство неопределенности - что же себе подарить, за это и нужна ли награда вообще? А с другой - не появится ли искушение баловать себя за малейший прогресс.

ИГРА В ЖИЗНЬ

Олег, юрист, 27 лет:

"Современные реалии таковы, что ты или учишься чему-то новому каждый день, или сидишь без работы. Мир быстро меняется и уже нельзя раз и навсегда вызубрить все в институте. Геймификация - это в первую очередь - контроль над саморазвитием и анализ окружающего мира. Мне не нравится идея, что для развития каких-то навыков, нужно выкраивать время специально. Времени с моей работой и так не хватает, а тут еще и это. На самом деле, составляя очередной документ в спешке, я "прокачиваю" сразу несколько навыков: поиск и анализ информации, скорость и точность печати, владение родной речью - важно не только напечатать "что-нибудь", а изложить свои доводы максимально точно, грамотно и кратко. В шкале навыков я начисляю себе один балл за каждый час, проведенный за их практическим применением, и три - за час, посвященный теоретическим занятиям. Это справедливо, так как без понимания, что и как работает, практическое применение теряет смысл".

Кристина, переводчица, 28 лет:

"Я не скажу, что жить "в игре" нужно постоянно, - постепенно и это превращается в рутину и перестает мотивировать так, как прежде. Поэтому я для себя выбрала три недели в месяц, одну неделю оставила на отдых и корректировку задач к новому этапу. Корректировать свои цели нужно постоянно: вышивка перестала быть интересной, немецкий оказался сложнее и менее востребован, чем испанский - зато захотелось заняться фитнесом и записаться в бассейн. Неделя без постоянных отметок и гонки за прогрессом позволяет взглянуть на результаты как бы "со стороны", спокойно проанализировать происходившее за этот период. Некоторые пишут, что прерываться нельзя и их можно понять: даже после небольшого перерыва возвращаться сложно. Бардак расслабляет, но вспоминая о том, насколько больше я могу сделать, ведя учет времени, я преодолеваю себя и возвращаюсь в строй".

Сергей, автомеханик, 24 года:

"Интереснее, когда подготовительный этап - отбор навыков, систему начисления баллов, награды - продумывает кто-то другой, есть интрига. Для детей я, наверное, так и сделал бы, но для себя... нет, точно. Мы с женой оба играем, следим за успехами друг друга, это здорово, когда есть с кем поделиться. Но расписывать друг другу что и как - нет. Никто, кроме меня, не знает, что я могу или хочу, а без этого все быстро закончится. Я сначала тоже взвалил на себя слишком много всего, еле успевал отслеживать. Психовал страшно: когда планировал, думал, что этого мало, надо бы еще что-нибудь и того, и сего. Потом успокоился, понял, что переоценил себя. Начал заново, уже зная точнее пределы разумного".

НЕМНОГО СКАЗКИ

Один из важных элементов "игры в реальности" - учет прогресса. И здесь каждый может пойти своим путем. Некоторым удобнее завести для графиков отдельный блокнот или тетрадь: достаточно вписать название "полоски прогресса" и все, можно начать отмечать свои успехи баллами, закрашенными клеточками или засечками. Или завести электронный документ - так закрашивать клеточки станет еще проще и таблица будет всегда с собой.

Олег, юрист, 27 лет:

"Я сначала просто писал название и закрашивал клеточки, постепенно заметил, что стараюсь надпись как-то украсить и саму полоску сделать "поинтереснее". Понял, что "просто" меня уже не устраивает, посмотрел картинки в интернете с красивыми прогрессками, нарисованными от руки и вдохновился. Теперь у меня новые навыки "дизайн" и "рисование", которые пополняются каждый раз, когда я заполняю блокнот на новую неделю".

Екатерина, архитектор, 34 года:

"Я сразу решила, что тратить время на "бумагу" не стану - прогресс проще отмечать сразу, а таскать в сумке еще один увесистый блокнот не хотелось. Сначала это была самая обычная таблица, но я часто путалась в страницах, могла поставить не туда. И вообще, от "игры" хотелось какой-то большей магии, сказки, что ли. Те, кто ведут блокноты - им проще, сами себе рисуют. Я поняла, что ничем не хуже и занялась оформлением своего "профиля" вплотную. Заодно научилась верстать в графических редакторах красивые странички: не знаю, где и как это может пригодиться, но лишних навыков не бывает".

Ирина Кривицкая, практикующий психолог:

"Когда у меня росли дети, я с ними играла в что-то подобное - не с таким "глубоким" погружением, конечно. Так продолжалось до класса четвертого, потом они сами начали придумывать себе задачи и выполнять их. Это очень здорово, когда ты можешь увидеть свои самые незначительные успехи и прочувствовать, как они складываются в один большой. Но, к сожалению, технология неуниверсальна, как правильно отметила девушка - нужно постоянно корректировать. И я бы не советовала сразу бросаться в омут с головой, расписывая все сферы жизни в тетрадь: привычки вырабатываются годами, а следить за собой - именно привычка. Лучше начать с несложных заданий - отследить перепады настроения за месяц, количество часов сна или выпитой ежедневно воды. Постепенно, когда это станет естественной частью жизни, можно пробовать добавить что-то еще. Тем не менее техника "геймификации реальности" на протяжении нескольких лет становится все популярнее - в ней много "подводных камней", но грамотно подстроенная под себя система учета действительно помогает не "обрасти мхом" даже на самой однообразной работе".

Но даже если вы не привыкли отслеживать свое развитие так четко и подробно, как наши герои, - каждый прожитый день делает нас чуточку лучше.

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Предупреждая вопросы читателей, мы составили небольшой словарик терминов, редко выходящих за пределы узкого круга увлеченных индустрией компьютерных игр.

РПГ - от английского Computer Role-Playing Game (компьютерные ролевые игры), чаще обозначаются аббревиатурой "RPG", которая проникла и в русскую речь. Это жанр компьютерных игр, в которых игрок управляет жизнью своего персонажа в игровом мире. Жанр сформировался как логическое продолжение классических настольных и текстовых ролевых игр (таких, как "Подземелья и драконы"), популярных на Западе в 1970-80 годах. Популярность жанра объясняется принципиальными отличиями от "тетрисов", "стрелялок" и прочих "стандартных" игр: каждая игра в этом жанре предлагает человеку собственный проработанный "мир", со своей историей, закономерностями и возможностями. По сути, игра в РПГ дает возможность "прожить" жизнь рыцаря, пирата или даже волшебника со всеми положенными приключениями, не выходя из-за компьютера. Именно эта степень вовлеченности в игру и стала причиной негативного отношения к жанру некоторых людей, что, впрочем, не помешало таким РПГ, как "Dota", "LineAge" и "Counter Strike", приобрести популярность и превратиться из несерьезного хобби в полноценный спорт. Киберспорт, если быть точными.

Геймификация - процесс применения принципов РПГ во внеигровой реальности. Чаще всего применяется в качестве учебной технологии для отслеживания успехов ученика. Второе, не менее распространенное применение, - выполнение работы, построенной на отдельных заданиях, которые необходимо выполнять в один и тот же промежуток времени. Отдельной категорией применения геймификации является отслеживание бытовых привычек для достижения желаемого результата - времени сна, употребления сладостей или наоборот, здоровой "правильной" пищи.

Навык - характеристика, которая увеличивает возможность успешного действия персонажа в игре, измеряется в уровнях. При перенесении на реальную жизнь уровень навыка чаще отражает количество часов, уделенных обучению.

Тамара ГЛАДКАЯ.