Номер 26 (1419), 3.08.2018

ПРЕКРАСНЫЕ МГНОВЕНИЯ КИНОШНОГО ЛЕТА

(Продолжение. Начало см. "Порто-франко" от 27 июля с. г.)

Девятый Одесский международный кинофестиваль (ОМКФ-2018), вручив призы и награды, перешел в разряд истории.

Десятки тысяч участников, почетных гостей фестиваля и просто одесситов с гостями города воспользовались возможностью увидеть новые фильмы, еще не выложенные на Ютубе, а также увидеть живьем известных мастеров экрана и даже, если повезло, пообщаться с ними и сделать селфи на память. Наверняка среди них были и наши читатели, хотя нетрудно предположить, что явное меньшинство. А большинству читателей мы предлагаем узнать, какими мыслями и новостями делились с журналистами и зрителями звездные гости Одесского кинофестиваля.


НЭНСИ БИШОП:
"СТРАШНО, КОГДА АМЕРИКАНЦЫ ИГРАЮТ СЛАВЯН"

Для справки. Нэнси Бишоп - кастинг-директор, номинант на премию "Эмми".

"Я всегда хочу делать роль настолько аутентичной, насколько это возможно. Часто случается, что, например, украинцев или россиян играют поляки или еще кто-то славянской внешности. Но самое страшное, когда славян играют с ужасным акцентом американцы или британцы. Это я считаю недопустимым".

"Если вы хотите, чтобы в вашем проекте принимали участие знаменитости, нужно иметь филигранный сценарий. И заметьте, что его будет читать не актер, а его агент. Потому что чем известнее актер, тем больше ему присылают сценариев".

БЕАТРИС КРЮГЕР:
"КАК ЗАПОЛУЧИТЬ ЗВЕЗДУ"

Для справки. Беатрис Крюгер - кастинг-директор FBI Casting.

"Из-за того, что в неанглоязычных странах актеры часто не знают, как себя презентовать, что именно от них требуется на кастинге, мы хотим ввести единые для всех стран правила кастинга".

"Чтобы заполучить в свой фильм звезду, есть три пути.

Первый - быть Вуди Алленом или Фрэнсисом Фордом Копполой.

Второй - готовность продакшена платить очень много денег.

И третий - это идеальный сценарий с самым интересным в мире образом для этой звезды. Но вы должны потратить максимум времени на доведение вашего сценария до идеала".

АРНО ДЕ ПАЛЬЕР:
"В КИНЕМАТОГРАФЕ ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНО ВРЕМЯ"

Для справки. Арно де Пальер - французский кинорежиссер и сценарист, член жюри Международной конкурсной программы ОМКФ-2018.

"Когда я снимаю художественные фильмы, всегда стараюсь внести документальную правдивость, частичку реальной жизни. У меня всегда есть желание сделать ленту максимально живой".

"Лучший способ рисковать в кино - это попытка показать зрителю прошлое, ведь в кинематографе есть только одно время - настоящее".

"В съемках фильма важны не костюмы и декорации, а энергия, которую несет лента".

"Когда режиссер стремится показать эпоху и это желание перекрывает все остальное, получается катастрофа".

"Для своих картин я выбираю актеров, черты которых еще не успели разглядеть и раскрыть другие кинематографисты".

"Когда ты молодой режиссер, ты хочешь работать с известными актерами, но мне потребовалось время, чтобы понять, что это не мой путь".

"Часто человек, у которого нет опыта и образования, может стать лучшим воплощением персонажа, чем опытный и известный актер".

"В кино мы не должны много рассказывать зрителю. Необходимо дать ему возможность почувствовать".

РИТЕШ БАТРА:
"Я НИКОГДА НЕ УЧИЛСЯ ХОРОШО"

Для справки. Ритеш Батра - индийский кинорежиссер, член жюри Международной конкурсной программы ОМКФ-2018.

"Всегда необходимо свежим взглядом воспринимать съемочный процесс, даже имея опыт и просмотрев сотни лент. Это главная задача режиссера".

"У меня никогда не получалось хорошо учиться, поэтому я стал режиссером".

"Источником знаний для меня стал мировой кинематограф, а не обучение и образование".

"Для меня как режиссера важно, чтобы мою работу восприняли на родине".

ИГОРЬ МИНАЕВ:
"Я ЛЮБЛЮ ВСЕ ПРОЦЕССЫ В КИНО"

Для справки. Игорь Минаев - украинско-французский режисер, член жюри Международной конкурсной программы.

"Толчком для создания фильма "Какофония Донбасса" стала чудовищная история Ирины Довгань, которая меня потрясла своей жестокостью. Мне захотелось рассказать таким образом о своей гражданской позиции, ведь это очень важно".

"Если вам, как режиссеру картины, оператор говорит, что он знает лучше вас, как снимать, и настаивает на своем видении картины - не бойтесь с ним распрощаться".

"Если вы начинающий режиссер и снимаете малобюджетную картину - в этом нет ничего страшного. Однако, если вы хотите создать масштабную работу, вам не удастся этого достичь без больших вложений".

"В 1988 году, после выхода картины "Холодный март", я приехал в Париж, где искал возможности показать свои работы. Однажды я встретил человека из французской синематеки, который помог мне с отбором фильма в программу Каннского кинофестиваля".

"Я люблю все процессы в кино: начиная с написания сценария до последнего этапа выхода фильма".

КАТРИЭЛЬ ШОРРИ:
"ГЛАВНОЕ НЕ БЮДЖЕТ, А ИДЕЯ ФИЛЬМА"

Для справки. Катриэль Шорри - директор Израильского кинофонда.

"Благодаря цифровой эре произошла демократизация съемочного процесса: за небольшую сумму можно купить камеру или сделать монтаж дома. Главное не бюджет, а то, какую идею вы несете в своей ленте".

"С самого начала создания фильма с небольшим бюджетом вам необходимо думать вертикально, понимать, что историю нужно рассказать с участием до четырех героев, а локаций у вас должно быть максимум две-три".

"Моя комната 512" получила огромную популярность. Этот фильм основан на сильных диалогах, однако, несмотря на слабую операторскую работу, это не помешало ленте завоевать мир".

"Создавая фильм, вы должны ответить на три главных вопроса: о чем этот фильм, зачем он и, самое главное, почему вы хотите снять его?"

"Рамки малобюджетных картин создают для режиссеров новые возможности, чтобы найти удивительные пути для их решения. Поэтому я считаю, что кинофонды не должны бояться рисковать".

"Делайте малобюджетные фильмы, чтобы быть в динамике и движении, вместо того чтобы годами ждать деньги на фильм мечты. Однако стоит помнить: невозможно построить грандиозную карьеру исключительно на малобюджетных лентах".

ЖАКЛИН БИССЕТ:
"КИНОИНДУСТРИЯ - ЭТО КАК ЛЮБОВНАЯ АФЕРА"

Для справки. Жаклин Биссет - британская киноактриса, известная по ролям в фильмах 1960-1980-х годов, среди которых такие значительные, как "Американская ночь" Трюффо и "Бездна" Йетса. Популярность в СССР она завоевала благодаря ролям в фильмах "Дикая орхидея" и "Наполеон и Жозефина", в котором сыграла роль Жозефины Богарне. Обладательница премии "Золотой глобус" за роль в мини-сериале "Танцы на грани". В последние годы Биссет принимает участие в различных телевизионных проектах, наиболее заметным из которых стал телесериал "Части тела". Жаклин Биссет имела длительные романтические отношения со знаменитым артистом балета Александром Годуновым с начала 1980-х годов и до его смерти в 1995 году. Также она крёстная мать Анджелины Джоли. Вместе со своей крестницей Жаклин сыграла в фильме "Мистер и миссис Смит", однако в окончательный вариант ленты эпизоды с Биссет не попали.

"Когда я получила роль в фильме Филиппа де Брока "Великолепный", я очень переживала, ведь не говорила по-французски, однако это испытание для меня стало замечательным опытом".

"Во время подготовки к съемкам в картине "Анна Каренина" в первую очередь я решила, что мне необходимо изменить свой взгляд на мир. Я должна начать смотреть на него, как молодая девушка".

"Съемки в этой ленте ("Анна Каренина") стали однозначно одними из лучших в моей жизни. Такое прекрасное впечатление у меня остается не от всех ролей, которые мне приходилось играть".

"Несмотря на модельную карьеру, режиссеры никогда не пытались создать из меня объект для продажи фильма".

"Киноиндустрия - это как любовная афера: она должна сопровождаться взаимной искренностью, ведь энергия, которая исходит из сердца, передается зрителям через экраны".

"Мне кажется, что женщины интереснее выглядят на экранах потому, что они от природы более эмоциональны, чем мужчины".

"Меня не привлекают коммерческие ленты. Я отдаю предпочтение авторским картинам".

"Продюсирование фильмов стало неприятным опытом для меня. Кинопроизводство - неблагодарное дело для женщины в Голливуде".

"Журналисты часто спрашивают у меня о моей крестнице Анджелине Джоли. Сейчас у нее съемки в Англии. Она прекрасная женщина и актриса. Мы с ней нечасто видимся, но ездим друг к другу в гости".

"СИМФОНИЯ ДОНБАССА"

Под таким названием на ОМКФ-2018 прошла дискуссия, в ходе которой обсудили культурные проявления этого региона. В ней приняли участие режиссеры Сергей Лозница, Игорь Минаев, историк Игорь Козловский и директор Довженко-Центра Иван Козленко.

Сергей Лозница:

"Меня всегда интересовала идея, каким образом создать объективность в кино, каким образом расчистить все, что мы называем пропагандой".

"Я делаю чистую хронику, от начала до конца следуя процессу, который происходил. Я убираю все, что может быть воспринято как пропаганда, - например, ироничные комментарии, чтобы оставить фильм в той форме, в которой бы его увидели люди, сидящие в зале".

"Надо оставлять свободу для творчества. Украине не нужно активно создавать огромное количество патриотических фильмов. Это путь СССР, который ведет в никуда".

Игорь Козловский:

"Проблема населения в том, что многие люди всю жизнь живут в невежестве и необразованности. Отсутствие культуры - это проблема, которая касается не власти, а каждого из нас".

"Очень важно возвращать территории, однако прежде всего необходимо возвращать людей".

"Деоккупацию Донбасса необходимо начинать не с территорий, а с нашего сознания".

Иван Козленко:

"Советский кинематограф демонстрировал не то, каким является общество, а каким оно должно быть".

"Кинохроника - это не только отражение событий. Она показывает фигуры, о которых умалчивают. Мы можем открыть их для себя как болевые точки общества".

"Кино должно задавать больше вопросов, чем давать ответов. У нас война длится уже несколько лет, но у населения до сих пор нехватка осознанного мышления".

Игорь Минаев:

"В первую очередь меня интересовал грандиозный миф о том, что на Донбассе существует исключительно рабочий класс. И то, что сегодня Донбассу предлагает Россия, - это тот же миф, но преподнесенный обществу на другом уровне".

"В современном документальном кинематографе среди режиссеров модно придерживаться "нулевой позиции".

"В СССР была парадоксальная вещь - общественное мнение. Существовала очень маленькая часть населения, которая платила своей кровью и жизнью за собственные убеждения. Она была своеобразной совестью всего общества".

У КИНО - СВОИ ПИРАТЫ

Дискуссия "Пиратство в киноиндустрии" прошла в рамках Летнего Кинорынка.

Открывший ее глава Государственного агентства Украины по вопросам кино Филипп Ильенко заявил, что проблема пиратства (так образно именуются нарушения авторского права в области интеллектуальной собственности) не является чисто технической, а стала и проблемой всей культуры.

"Мы не можем считать себя цивилизованной страной, если мы не в состоянии защитить авторское право, - отметил Ф. Ильенко. - Мы должны воспитывать в наших согражданах культуру просмотра лицензионного контента".

В ходе дискуссии были приведены статистические данные: 123 миллиона посещений украинскими зрителями ресурсов с пиратским контентом, в то время как в кино ходит только 3 % жителей Украины. Заместитель главы Украинской антипиратской ассоциации Сергей Нетецкий рассказал о направлениях борьбы с пиратством и планах действий. Также он поделился случаями, когда и где фиксировались правонарушения, а именно камкординг (запись фильма в кинотеатре). И если за весь 2017 год было зафиксировано 12 случаев камкординга, то за первую половину 2018 года - уже 10.

Заместитель директора киевского кинотеатра "Жовтень" Людмила Горделадзе рассказала о том, как бороться с камкордингом, а именно: в кинотеатре "Жовтень" установлены купольные камеры и инфракрасные системы.

Также была представлена антипиратская система Sudum, которая убирает нелегальный контент из поисковых результатов Google.

Другие выступавшие поделились своим опытом борьбы с пиратами в кино. Как отметил Денис Васильев, заместитель директора провайдера "Триолан", на данном этапе законодательная база несовершенна, однако технические возможности уже позволяют бороться с пиратскими ресурсами.

ОДИН ПРОЦЕНТ
НА БЛАГОЕ ДЕЛО

Одесский международный кинофестиваль начал сотрудничать с Фондом Дэвида Линча.

Этот фонд создан в США в 2005 году знаменитым режиссером Дэвидом Линчем, лауреатом Каннского и Венецианского кинофестивалей, для финансирования внедрения трансцендентальной медитации как научно обоснованной методики борьбы со стрессами. Деятельность фонда ориентирована на такие группы риска, как ветераны войн, а также их семьи; малообеспеченное студенчество; женщины, ставшие жертвами насилия, изнасилования или жестокого обращения; бездомные взрослые и подростки; заключенные тюрем. С фондом сотрудничает большое количество кинозвезд, среди которых Том Хэнкс, Лив Тайлер, Хью Джекман, Клинт Иствуд, Джим Керри, Кэмерон Диас и другие, а также такие знаменитости, как Стинг, Кэти Перри, Стелла Маккартни.

Одесский кинофестиваль перечислит один процент от продажи билетов на фильмы Международной конкурсной программы на финансирование проектов фонда в Украине.

- Мы рады партнерству именно с кинофестивалем, так как международное киносообщество - один из сильнейших двигателей развития деятельности фонда в мире, - комментирует это событие представитель Фонда Дэвида Линча в Восточной Европе Ольга Дьякова.

Материалы полосы подготовил Александр ГАЛЯС.

Использованы материалы и фото,
предоставленные пресс-службой ОМКФ-2018.