Номер 35 (1181), 20.09.2013

УКРАИНСКИЙ КОНТЕЙНЕР - ГАМБИТ В ЧЕТЫРЕ РУКИ

Очередной смотр "контейнерных сил" черноморского региона состоялся в Одессе.

На этот раз было чем поделиться румынским портовикам Констанцы, лидеру по контейнерному грузообороту среди черноморских стран. Одесский порт смог показать строительство контейнерного терминала на Карантинном молу, грузины рассказали о привлечении грузопотоков, а россияне - о продвижении на морском рынке.


То, что сегодня Черноморский контейнерный рынок начал постепенно восстанавливаться, всем очевидно. Выросли грузообороты в портах России, Грузии, Болгарии. Однако вклад в эту цифру Украины пока небольшой. По сравнению с пиком контейнерных перевозок 2008 года украинские порты выполнили всего 60 % грузооборота.

Что же мешает развитию контейнерного рынка, который восстанавливается после кризиса так медленно? У нас есть достаточные контейнерные мощности, терминалы. Для успешного функционирования принят "Закон о портах Украины", новый Таможенный кодекс, который упростил досмотр груза. Однако иностранные грузополучатели все же не довольны украинскими правилами в портах.

Так, генеральный директор компании "Маерск Украина" Йеспер Педерсен, отстаивая интересы судоходных компаний, видит причину в украинском таможенном контроле, который препятствует развитию контейнерных перевозок страны.

В свою очередь, первый заместитель начальника Южной таможни Миндоходов Украины Юрий Соколов в своем докладе попытался реабилитировать службу, которая является третьей бюджетообразующей в стране, принося ежегодно 20 млрд гривен.

- Для улучшения условий прохождения контроля в новом Таможенном кодексе изменены правила оформления таможенного груза, контейнеров, установлены определенные сроки. Мы ввели на постоянной основе оформление всех грузов по электронным документам. Систему обработки контейнера в электронном виде и на твердом носителе во всех портах мы планируем внедрить до Нового года. Новое законодательство позволило минимизировать таможенные формальности, сделало свободной практику нахождения и отправки груза. Однако это не привлекло грузы. Они продолжают уходить в соседние порты.

- Украина теряет грузопотоки из-за высоких тарифов, непредсказуемости и проблем в отношениях с органами власти контроля, - высказал мнение президент Ассоциации контейнерных линий Украины Стефан Кленчу. - Это и таможня, и экология, и многое другое. На обычный контейнер с обувью приходится 5-7 проверяющих. В Гамбурге одна таможня проверяет, ставит штамп, и это вся проверка. В украинских портах все непредсказуемо. Можно пройти досмотр за два дня. А можно застрять на две недели. Пришла комиссия делать стопроцентное сканирование. И все стоят в очереди. И как будет, никто не знает заранее. Бывает, что производство останавливается на заводе из-за того, что контейнер застрял в порту. Завод в следующий раз говорит: не нужен мне Одесский порт, даже если он ближе. Буду возить через Гданьск, потому что там сюрпризов нет. Пусть вокруг Европы, на две недели больше, но мы можем запланировать цепочку, чтобы контейнер пришел вовремя. Сейчас главное правило - just in time. Если его не соблюдать, вас дисквалифицируют как серьезного игрока на рынке. В ассоциации мы пытаемся донести это до тех в Украине, кто принимает решения. Свою роль также играют тарифы. В Украине они в два раза выше, чем в Констанце, в четыре раза - разница с Грецией и Египтом. Но мое мнение - не следует снижать тарифы. Самое главное - завоевать репутацию, которую Украина уже сильно подорвала. И ей придется ее долго и упорно восстанавливать.

За разъяснением, как видит Администрация портов Украины дальнейшую работу для привлечения грузопотоков, мы обратились к начальнику службы стратегического развития Вячеславу Воронову.

- Мы видим привлечение грузопотоков за счет организационных мероприятий, системы портового сообщества, упрощения контролирующих процедур, создания условий для привлечения инвестиций в эту сферу на законодательной основе. Путем проведения организационных мероприятий, улучшения внутритерминальной и внутренней инфраструктуры порта, увеличения глубин, чтобы принимать большие суда и снизить себестоимость судозаходов. Мощностей у нас более чем достаточно, чтобы обслуживать грузопотоки на 5-10 лет.

Кроме того, необходима модернизация тарифной политики. Сегодня министерство внедрило свободные тарифы. Введение новых кодексов электронного декларирования помогло вернуть грузопоток, который шел на северные порты. И эту тенденцию надо сохранить. Таможенный кодекс у нас был и есть одним из лучших в мире. Все зависит от реализации этих законов, как трактовать и выполнять те законодательные акты, которые были приняты.

На контейнерном саммите также говорилось о внедрении новых технологий обработки контейнеров, роли региональных логистических центров в контейнерном бизнесе. "Обзор современных технологий для автоматизации контейнерных терминалов" провел начальник отдела аналитики и консалтинга компании "SOLVO" Максим Максимов, организовавший первый музей логистики в мире. Сегодня он насчитывает сто экспонатов. А книга, подаренная организаторами контейнерного саммита журналом "Порты Украины", станет сто первым экспонатом.

В ходе саммита состоялось вручение памятных знаков компаниям - операторам контейнерных терминалов Черноморья по итогам их работы в 2012 году. Первое место было присуждено порту Констанца, перевалившему более 650 тысяч ТEU, второе место заняла компания "ГПК Украина" с показателем в два раза меньше. А третьим стал порт Поти.

После обстоятельных докладов и обсуждений участники саммита увидели с борта катамарана "Хаджибей", как строится новый глубоководный контейнерный терминал компании "ГПК Украина" в Одесском порту мощностью 600 тысяч TEU в год. Там же были подведены итоги конференции.

- 7-й Контейнерный саммит объединил руководителей транспортных компаний, перевозчиков, операторов терминалов, представителей государственных структур Украины, России, Грузии, Румынии, Турции, - сказал в заключительном слове Константин Ильницкий, - они смогли обсудить насущные проблемы контейнерного рынка. В 2013 году весь этот рынок выйдет по перевалке на уровень рекордного докризисного года. Это очень положительно. Не радует то, что восстановление рынка идет очень медленными темпами. Достигли общего докризисного объема перевалки в российских, грузинских, болгарских портах. В Украине тоже есть рост. По навалу в контейнерах Украина вышла на первое место в Черном море по сбалансированности ввоза и вывоза. Пять лет назад у нас доминировал импорт. В страну завозились три контейнера груза, два выезжали порожними. Сейчас резко сократился импорт, подрос экспорт. Традиционные украинские грузопотоки - это навалочные: зерно, уголь, руда. Сочетание ставок на перевозку контейнеров на рынке между Востоком и Западом позволило многим украинским компаниям начать значительное затаривание украинских грузов в контейнеры. Сегодня в контейнерах перевозятся значительные объемы зерна, уголь антрацит, удобрения. Наше достижение в том, что мы вышли на уровень, когда процент переработанных контейнеров в украинских портах 21 % порожние, почти 80 % груженые.

Проблема украинских портов - неиспользованные контейнерные мощности. В апреле в эксплуатацию вступит контейнерный терминал на Карантинном молу. Контейнерная мощность будет доведена до 3 млн TEU. В 2012 году все украинские порты обработали всего 735 TEU. У нас получается трехкратное превышение мощностей. Но за контейнером все равно будущее. Все генеральные грузы уйдут в контейнеры. В Гамбурге 97 % генеральных грузов идут в контейнерах. На прошлом Контейнерном саммите Юрий Васьков обратился к участникам с предложением обратиться к правительству с тем, что нужен Закон о портах, чтобы пресечь бесконечные изменения правил на рынке и создать условия для привлечения контейнерного потока. Закон внесен в парламент через народного депутата Украины. И, надеюсь, будет рассмотрен, а возможно, и принят на ближайшей сессии. Это убережет наш рынок от бесконечного изменения правил игры, которые должны быть стабильны.

Материалы полосы
подготовила Инна ИЩУК.