Номер 33 (1179), 6.09.2013

МОРСКИЕ ПОРТЫ:
БУДУЩЕЕ ЗА ИНВЕСТИЦИЯМИ

Два месяца прошло со дня вступления в силу Закона "О морских портах Украины". Как обстоит дело в портах, трудовых коллективах, которые поделены на администрацию и стивидорку, что ждет порты в будущем, какие функции взяла на себя администрация и куда будут расходоваться портовые сборы - обо всем этом на пресс-конференции рассказал и.о. начальника Администрации портов Украины Юрий ВАСЬКОВ.

13 июня 2013 года стало магическим числом для портовиков. Ведь именно с этого момента вступило в силу переформатирование организации портовых хозяйств.

- Если раньше морской порт в соответствии с кодексом мореплавания был государственным предприятием, которое оказывало соответствующие услуги, то есть морской порт был юридическим лицом, - объяснил Юрий Васьков, - то сегодня это определенная границами территория и акватория. Морской порт - в соответствии с мировой морской практикой - понятие географическое - территория, где работают субъекты всех форм собственности, частной, коммунальной, деятельность которых связана с обслуживанием грузов или доработкой продукции, которая является предметом перегрузки портов. В развитых портах Европы, взять хотя бы порт Антверпен, всего 20 % составляет стивидорная деятельность и 80 % - обработка грузов. И все это называется "морской порт". Так теперь будет и у нас. Официально работники стивидорных компаний, которые работают на территории морских портов, частных, государственных форм собственности, - все это работники порта. И все предприятия - часть морского порта. Соответственно во главе морского порта стоит глава администрации, который обеспечивает функционирование морского порта как одного географического объекта, координирует деятельность предприятий всех форм собственности, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность субъектов, создавая равные условия работы.

Администрация морских портов Украины уже утвердила процедуру прозрачного доступа к объектам портовых инфраструктур. В первую очередь мы внедрили горячую линию, которая сосредоточена в центральной диспетчерской в Одессе. Она будет принимать информацию о всех претензиях, недовольствах клиентуры, связанных с некачественной работой администрации и субъектов на территории морского порта, которые так или иначе ограничивают права нашей клиентуры. А мы будем реагировать. Во-вторых, мы установили единый понятный механизм заключения договоров с контрагентами доступа к стратегическим объектам, тому имуществу, которое находится у нас на балансе: портовые акватории, гидротехнические сооружения, каналы, причалы, молы, дороги, инженерные сети, к которым должен быть обеспечен равный доступ.

Основная цель создания администрации - не столько аккумулирование и взимание портовых сборов. Главное - качественное целевое использование для эффективного развития стратегического имущества.

Кабинет Министров Украины принял стратегию развития морских портов, которая заключает принципы содействия развитию каждого морского порта и своевременного выполнения проектов. С этой целью в каждом морском порту созданы советы морских портов, в которые входят начальник администрации филиала, капитан морского порта и все операторы, которые уже присутствуют в каждом морском порту. Мы обратились к начальникам администраций с просьбой в августе отработать план развития порта, вынести на совет, сделать соответствующие проекты и предоставить нам. Наша задача - получить 18 проектов эффективных планов развития, которые мы должны согласовать и передать в Министерство инфраструктуры Украины. После утверждения мы займемся их имплементацией. По каждому проекту нужно будет найти оптимальную модель, которая позволит скорейшим образом осуществить этот проект. И абсолютно неважно, за чей счет это будет сделано. Портовые сборы от причалов как государственной, так и частной формы собственности, получаем одинаковые. Главное, чтобы своевременно, по всем современным требованиям, чтобы быть востребованными на рынке. На сегодняшний день готовятся 8 инвестиционных проектов по портам. Главное, чтобы сейчас мы оправдали надежды инвесторов. Грузовладельцы заинтересованы в портовых мощностях. Корпорации ищут выход к морю. И наша задача - создать инфраструктуру и соответствующие условия для их развития.

В то же время администрация приняла эстафету от государственных предприятий портов в реализации инфраструктурных проектов, которые были начаты в прошлые годы. И сегодня все они продолжают развиваться, причем без каких-либо рывков, задержек. Речь идет о проектах в Одесском морском порту, Южном, Феодосии, продолжаются дноуглубительные работы в морских портах Николаева, Бердянска. Планируем возобновить дноуглубительные работы в Белгород-Днестровском порту.

Сегодня администрация занимается созданием реестра морских портов, гидротехнических сооружений, а также пилотным проектом расширения единой информационной системы портового сообщества. Первой она запущена в Одесском порту. Надеемся, осенью мы перейдем от бумажных носителей на электронный вариант первого этапа оформления контейнеров. Внедряем электронные накладные в Ильичевске. Наша задача - покрыть этой системой все пункты пропуска. Мы работаем вместе с пограничной, таможенной службами, которые также согласились переходить к электронной подписи, чтобы унифицировать процесс и сделать его более быстрым и прозрачным.

Материалы полосы подготовила Инна ИЩУК.

Фото автора.