Номер 37 (1084), 30.09.2011

ОДНАЖДЫ ГДЕ-ТО В ПОЛЬШЕ

Рассказ о сюжете почти каждого из девяти фильмов, показанных на ХII Фестивале нового польского кино в артхаусном кинотеатре "U-cinema", можно было бы начать словами: "Однажды где-то в Польше...". Лишь два из этой великолепной девятки привязаны к конкретному месту действия: фильм великого Анджея Вайды "Земля обетованная" и лента Феликса Фалька "Иоанна". Более того, сюжеты этих двух фильмов жестко привязаны не только к месту, но и ко времени действия.


"Земля обетованная" - фильм, события в котором разворачиваются в Лодзи в последнем десятилетии XIX века. В атмосфере зарождающегося капитализма три друга - польский шляхтич Кароль (блистательный Даниэль Ольбрыхский), немец Макс и еврей Моритц - решают построить самую большую в городе ткацкую фабрику. Чтобы раздобыть деньги на строительство фабрики, Моритц идет на рискованную авантюру, а Кароль совершает одну подлость за другой - лжесвидетельствует на Библии, бросает любящую его девушку, женится на вульгарной дочери богача, закручивает роман с женой еврейского магната. Последнее приводит к краху - по наущению обманутого супруга фабрику поджигают. Фильм заканчивается тем, что все же разбогатевшие, но окончательно нравственно деградировавшие герои отдают приказ о расстреле рабочей демонстрации. Картина, принятая, что называется, на ура советскими ценителями польского кино, получившая в 1975 году на Московском фестивале Золотую медаль, была прохладно встречена польскими зрителями. Режиссера обвиняли в "антипольскости". Писатель Ежи Анджеевский (автор романа "Пепел и алмаз", по которому Вайда снял прославивший его фильм) объяснил это так: "Поляки не всегда поступают благородно, но очень не любят, чтобы об этом говорили прямо и во весь голос".

Фильм был показан на фестивале в рамках ретроспективы польского кино, он снят в 1974 году и перемонтирован автором в 2000 году. Из фильма исчезли две эротические сцены, которых, по словам Анджея Вайды, он стыдился 20 лет, но в свое время снял из протеста против запрета на эротику.

Мне не совсем понятно, почему показанный вариант фильма был заявлен на фестивале как полная версия. Фильм, как сказано выше, перемонтирован, но сегодня существуют одновременно три версии: трехчасовая прокатная версия, четырехсерийная телевизионная, занимающая 204 минуты, и та, что была показана на фестивале в Одессе, длящаяся 138 минут. Кстати, в СССР картина шла 140 минут, хотя из нее были вырезаны кадры, в которых из-под огромного колеса, под которое попадает служащий фабрики, вылетают ошметки мяса. Это чудовищное колесо один из наиболее емких символов фильма. Оно перемалывает любого - и маленького человека, и хозяина.

"Иоанна" Феликса Фалька. Место действия фильма - Краков. Время - Вторая мировая война. Фильм затрагивает проблемы Холокоста. "Чужой беды не бывает" - трагедия Холокоста становится трагедией и молодой польской женщины Иоанны. Спасая еврейскую семилетнюю девочку Розу, оставшуюся без матери, героиня фильма попадает в трагическую ситуацию. Ей приходится пойти на уступки любовным домогательствам немецкого офицера, кстати, не самого плохого человека (он достает лекарства для простудившейся Розы, он помогает в поисках не вернувшегося с фронта мужа Иоанны). Весть о том, что муж погиб, подкашивает Иоанну, но она пытается держаться ради Розы, которую полюбила, как родную дочь. Иоанну подло предает соседка, которая сначала донесла немцам о том, что Иоанна прячет еврейку, а затем сообщила членам польского сопротивления, что у Иоанны - связь с немецким офицером. Иоанну выманивают из дома, избивают, остригают волосы. От нее отворачивается мать. Финал фильма апокрифичен. Морально уничтоженная женщина находит в себе силы, чтобы пристроить Розу в безопасное место в монастыре, и уходит в горы, где перед самой войной провела медовый месяц с мужем, чтобы, подымаясь все выше и выше, исчезнуть, раствориться в дымке заснеженного простора.

Реальное место действия фильма "Венеция" Яна Якуба Кольского, и впрямь - где-то в Польше, в глухой провинции. Ирреальное - в Венеции, придуманной, вымечтанной одиннадцатилетним Мареком, которому война помешала поехать с родителями на отдых в Венецию реальную. Его Венеция - это затопленные подвалы в имении теток, куда отвезла мальчика перед войной мать. Вся семья, в которой только женщины и два подростка - Марек и его брат, - втянута в фантазии мальчика. Так и живут они в этом мире фантазии, отгородившись от остального мира, где идет война, где гибнут польские солдаты (хотя Марек становится однажды свидетелем расстрела колонны солдат из пикирующих на них самолетов). Даже гибель соседского еврейского мальчика, вызвавшая прилив горя у семьи, не меняет их уклада жизни. И лишь когда от немецкой пули, как говорится, ни за что ни про что, погибает тетка Вероника, брат Марека - 13- летний подросток - идет убивать продавшегося немцам поляка- полицая. За ним увязывается Марек. Фактически Марек и убивает предателя, размозжив ему голову камнем. Не выдержав психической нагрузки, Марек пытается покончить жизнь самоубийством, утопившись в достаточно глубоких водах своей "Венецианской лагуны". Его спасает вернувшаяся в имение сестер мать.

Финал фильма. Советский офицер-освободитель играет на рояле, перенесенном тетками в тот же подвал. В имение возвращается одна из молоденьких кузин Марека. Услышав музыку, она спускается в подвал. От неожиданности, не разобравшись, кто перед ним, советский офицер хватается за автомат и расстреливает девушку.

Что это? Знак равенства между побежденными и победителями, убийцей Вероники и убийцей ее племянницы? Выплеснувшаяся горечь Катыни, траур по разгромленному, преданному советским правительством польскому восстанию 1944 года? Перекличка с фильмами Вайды "Канал" (о восстании 1944 г.) и "Пепел и алмаз", где герой фильма в исполнении Збигнева Цибульского на вопрос: почему ты никогда не снимаешь черные очки, отвечает, что они - траур по погибшим товарищам?..

Этот финал резко отделяет фильм "Венеция" от двух других фильмов Кольского, которые в разные годы были показаны на фестивалях польского кино в Одессе: фильма "Новое кино в Попелявах" (1-й фестиваль польского кино в 2000 г.) и очаровательного фильма "Жасмин", показанного года два назад.

Фильм удостоен многих призов, в частности за удивительную, волшебную операторскую работу Артура Рейнхарта.

Не хочется останавливаться на современной комедии Лукаша Пальковского "Война мужчин с женщинами". Достаточно сказать, что речь идет о журналистке, согласившейся писать о сексе и ищущей партнера, который бы продвинул ее знания по этой теме.

А где-то в Польше в отцовской мастерской надгробных памятников живет молодая девушка строгих нравов, работающая к тому же в похоронном бюро. За ее любовь борются два молодых человека. Эта девушка - героиня фильма Ришарда Брильски "Чудесное лето". Чудесное потому, что в это лето ее находит любовь. Фильм - неспешно идущая лирическая комедия, достаточно скучноватая, потому что, когда в картине идет сплошной закадровый текст от лица молоденькой девушки, почти девочки, то хотелось бы, чтобы этот текст был по-детски забавным, парадоксальным.

И снова где-то в Польше происходят события (реальные события), положенные в основу жесткого триллера Марцина Вроды "Крещенье". Вот уж фильм, на котором не соскучишься. Множество призов, признание фильма одним из лучших триллеров, поставленных в Центрально-Восточной Европе за последние годы. Фильм о предательстве и возмездии за него. Возмездии, настигающем в момент достижения полного благополучия и счастья.

И еще один триллер, точнее, черная комедия нашего старого знакомого Юлиуша Махульского - "Колыбельная". Кое-кто из одесситов уже видел этот фильм в рамках ретроспективы фестиваля "МОЛОДОСТЬ". И снова повторю свой рефрен: где-то в Польше, в самой ее глубинке пропадают люди. Оказывается, они попадают в семейку вампиров, регулярно питающихся их кровью. Забавно, временами противновато, но... черная комедия, что тут скажешь.

Лента "Эрратум" (в переводе с латыни erratum - ошибка) молодого режиссера и сценариста Марека Лехки - призер многих фестивалей. Картина посвящена морально-этическим проблемам. Она о человеческой совести. Герой фильма Михаил, человек вполне благополучный, случайно сбивает на машине человека. Ему не грозит ответственность: человек этот - одинокий БОМЖ. Но есть суд совести. Как это ни сложно, но Михаил узнает все об этом человеке. Он берет на себя похороны БОМЖа и даже ставит на его могиле большой крест.

Вот такие восемь полнометражных художественных фильмов можно было увидеть на XII фестивале нового польского кино в Одессе.

А девятый? Девятый тоже художественный, но не полнометражный и не новый. Это короткометражка, снятая в 1972 году Феридуном Эролом в качестве дипломной режиссерской работы. Называется фильм "Баллада о срубленном дереве". Картина эта снята в то время, когда о злободневных проблемах следовало читать "между строк", или, применительно к кино - "между кадров". Она напоминает смешные грузинские короткометражки Кобахидзе и Габриадзе (несколько уступая им в концентрации юмора).

Вот на этом, действительно, можно окончить обзор последнего, но не ПОСЛЕДНЕГО (надеемся) фестиваля польского кино в Одессе.

Елена КОЛТУНОВА.