Номер 50 (995), 25.12.2009

БЕЗ СИЛИКОНА
(размышления после премьеры "Силиконовая дура. net")

Мне кажется, что пришла пора одесситам смириться с тем, что в театре, который многие упрямо называют театром оперетты, время от времени веселой вдове Ганне Главари и не менее жизнерадостной свахе Долли приходится потесниться и уступить место таким трагическим персонажам, как Ромео и Джульетта или Тристан и Изольда.

Театр-то называется не театром оперетты (и только), а ТЕАТРОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ!

Ах, ко-ме-ди-и, - скажете вы, - значит, речь должна идти лишь о смешном музыкальном спектакле!

Не обязательно. Достаточно привести такой пример, как комедии А. Островского, или романы, входящие в эпопею "Человеческая комедия" Бальзака. Далеко не на всех пьесах или романах обхохочешься. Комедия препарирует человеческие характеры и отношения. И как часто смешное - смешные люди, смешные поступки - приводит к трагичному. Как часто человеческая комедия приводит к человеческой драме, а то и трагедии.

А можно к вопросу о репертуаре Одесского театра музыкальной комедии подойти не с точки зрения жанров, а с чисто практической. Ну нет, нет пока в Одессе театра, специализирующегося на мюзиклах (а тем более на рок- операх), которые в отличие от оперетт не обязательно предполагают хеппи-энд! Так что же, игнорировать этот вид искусства? Наоборот, скажем спасибо нашему Театру музкомедии за широту репертуара и взглядов, за поиск и эксперимент.

Впрочем, каждый волен выбирать для себя: идти ли ему развлечься на "Жирофле-Жирофля" (очень миленьком забавном спектакле) или облиться слезами над гениальным вымыслом Шекспира.

Не надо только забывать, что, как сказал Лев Толстой: "Искусство - это не развлечение, не утешение и не забава. Искусство - это орган жизни". Конечно, граф был несколько категоричен, но в том, что искусство - это орган жизни, убеждает зрителей последний спектакль Театра музкомедии - мюзикл "Силиконовая дура. net".

Убеждает в такой степени, что некоторые зрители протестуют, мол, зачем нам показывают испорченных подростков и ограниченных учителей, наркоманов и распущенных девиц, что, мол, мы их мало в жизни видим?

Видеть-то видите, но как-то мимоходом. Не зацикливаясь на них, не принимая близко к сердцу. Видите как-то отвлеченно, если только вас беда не коснется непосредственно. А театр, спектакль не дают возможности отвернуться, пройти мимо. Он призывает, как в свое время призывал фильм Михаила Ромма "Иди и смотри". И шли, и смотрели...

Так что же это за мюзикл "Силиконовая дура"? Есть в Свердловске композитор, которого называют дедушкой уральского рока, - Александр Пантыкин. Он написал очень интересную музыку к либретто Константина Рубинского. Должна сразу оговорить то, что режиссер-постановщик спектакля - заслуженный деятель искусств России Георгий Ковтун (знакомый одесситам по ряду постановок в Театре музкомедии и Русском театре) - углубил пьесу, превратив фарсовую ситуацию в трагедию.

Представьте себе юношу и девушку, влюбленных друг в друга. Только для него она - вполне реальная девушка - его одноклассница, сидящая с ним за одной партой, а он для нее - неизвестный виртуальный возлюбленный, с которым она общается по интернету.

Небольшое отступление. Недаром в название спектакля вкралось ставшее всем до боли знакомым - net. Интернет превратил для многих реальную жизнь в виртуальную. Неспроста в интересной сценографии спектакля (художник- постановщик засл. художник Украины Станислав Зайцев) самое большое место занимает задник, представляющий собой гигантский ноутбук, на экране которого возникает то переписка героев, то другие какие-то картины, соответствующие действию. Картины отражаются в клавиатуре ноутбука, и тогда ребята, находящиеся в этот момент на клавиатуре, как бы оказываются погруженными в эти картины.

Итак, ребята ведут любовную переписку по интернету. А затем происходит курьезная история, достойная комедий эпохи Возрождения. Девушка принимает за своего интернет- корреспондента... его отца. Комедия ошибок, да и только! Да только комедия оборачивается трагедией. Слишком поздно она узнает о своей роковой ошибке. Ну прямо как в истории Роксаны и Сирано де Бержерака.

Но Нора не Роксана, а Митя не Сирано. Георгий Ковтун очень точно подчеркивает инфантильность и чистоту своей героини. Она - Нора, живущая в "КУКОЛЬНОМ ДОМИКЕ". Чтобы подчеркнуть ассоциацию с героиней Ибсена и одновременно подчеркнуть детскую незащищенность своей Норы, Ковтун и впрямь населяет ее дом куклами, из которых еще не выросла девочка. (Живые куклы во главе с куклой-скрипачом А. Марьясиным - одна из многих блестящих находок режиссера). Узнав страшную правду, Нора выбрасывается из окна.

Митя тоже далеко не бретер и дуэлянт Сирано. Он тот, кого сегодня принято называть очкастым ботаником - книгочей и отличник. Поединки с обидчиками он устраивает только в своих фантазиях. Кстати, три эпизода - фантазии Мити - сделаны в спектакле просто здорово. И гибнет Митя (реально или морально - это уже неважно) не от шпаги, а от человеческой лжи, несправедливости и грязи.

Где же и в каких жизненных обстоятельствах происходит эта трагедия? Да в одной общеобразовательной образцовой школе с углубленным изучением, как вы думаете каких дисциплин,.. ну, конечно, общественно-гуманитарных. (Не уверена только, что была необходимость уточнять на вывеске, что школа "одесская" - проблема-то, к сожалению, всеобщая). В этой образцовой школе наряду с "ангелочками" (в представлении родителей и тех учителей, для которых главное - благополучная статистика и "доработать тихо до пенсии") учатся и "ангелы падшие". Одних от других можно сразу отличить по цвету крыльев. Да, да. Режиссер снабжает ребят в тех эпизодах, где они общаются с учителями, белыми или черными крыльями. (Еще одна замечательная режиссерская находка - это прощание со школой, с классной руководительницей - ребята снимают и "сдают" ей крылья, выходя во взрослую жизнь). Среди "падших ангелов" наркоман по кличке Дуремар, терроризирующий Митю, заставляющий писать за него контрольные и сочинения; сынок богатого папаши - Мажор, который считает, что все продается и покупается, в частности, любовь Норы; и давно вкусившая все запретные плоды Ира.

Поскольку пьеса написана как комедия ошибок (ошибок, к которым прикладывают руку заинтересованные лица), то снова происходит трагикомическая путаница (оборачивающаяся опять-таки трагедией). Нора, Митя, Ира и Дуремар по требованию управления народного образования анонимно заполняют анкеты-тесты. Не без участия классной руководительницы - достаточно наивной, несколько восторженной и далеко не безгрешной (на это есть намек в спектакле), педсовет приходит к мнению, что две циничные анкеты, где речь идет о наркотиках и сексе, заполнили Нора и Митя. Отношение к ребятам сразу меняется. В Норе начинают видеть тайную распутницу, а Митю с его страстью к учебе, его обособленностью от коллектива вообще расценивают как уже неадекватного наркомана.

Трагедия мальчика усугубляется еще и тем, что отец с матерью не только не живут вместе, но еще умудряются скандалить, поносить друг друга и втягивать мальчика в свои дрязги. Он между ними - теннисный мяч. Одна из самых блестящих сцен в спектакле, когда пришедший к Мите отец (скорее всего его больше интересует не сын, а живущая в доме напротив Нора) вступает с матерью в перепалку. Они размахивают теннисными ракетками, как бы отражая удары друг друга, а между ними, как теннисный мячик, летает сын. Роль Мити исполняет Кирилл Туриченко, прекрасно владеющий айкидо - поэтому эпизод производит огромное впечатление.

Ковтун не был бы Ковтуном, если бы во главу угла при постановке спектакля не ставил бы пластические решения. Говорить о его работе как хореографа вообще не требуется. Все танцевальные номера поставлены просто потрясающе. Изумительный, зажигательный канкан. Блестяще сделанный номер стриптиза (пуритане, не пугайтесь, это просто танец в меру одетых стриптизерш у шеста). Все массовые сцены отработаны до мелочей. Словом, спектакль получился очень яркий, с большим числом музыкальных и хореографических номеров. (Очень хорош номер с танцем на пианино.)

Я практически ничего не пишу об исполнителях. Причин две. Первая, я видела лишь один актерский состав. Вторая - не стоит судить об актерских работах по первому спектаклю, причем даже не премьерному, а прогону. Хотя, в основном, актерские работы были достаточно убедительны, но превосходными и завершенными мне показались лишь два образа - это образ Мити в исполнении Кирилла Туриченко и образ Митиной мамы, которую в том спектакле, который видела я, сыграла засл. арт. Украины Алина Семенова (не только рисунок роли, но и исполнение ею вокальных номеров, особенно последней арии, заслуживают самых хвалебных отзывов).

Кстати, ребята, исполняющие роли школьников, непрофессиональные актеры. Как рассказывают сотрудники театра, многих ребят взяли, что называется с улицы. Но они чувствуют материал, он близок им. Поэтому так достоверно их поведение на сцене. И еще. В спектакле часто звучат словечки из молодежного сленга: жесть, не качай, силикон... Многие из этих словечек режиссеру подсказали сами ребята.

Собственно, молодежи и адресует свою работу Георгий Ковтун. А что касается опасений тех, кто боится того, что в спектакле не только идет речь о наркомании, но есть сцена в стрип-баре, где ребята исполняют песню о "косячке", в то время, как на экране ноутбука идут страшные кадры: шприцы, входящие в вены исколотых рук, текущая черная кровь,.. то мне кажется, что такие кадры могут лишь отвратить молодежь от этого страшного зелья. Эти кадры - будущее, к которому можно прийти, начав с "безобидного косячка".

И в этом такая страшная правда, которую СИЛИКОНОМ никак не назовешь.

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.