Номер 24 (969), 26.06.2009

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ДЛЯ НАС ВАЖНЕЙШИМ ЯВЛЯЕТСЯ... ЧТО?

С грустью прочитала в вашей газете маленькую заметку "Кина на Дерибасовской не будет", в которой говорится, что навсегда закрылся один из старейших кинотеатров нашего города "Уточ-кино".

Вот ведь до чего дошло: кинотеатр, открывшийся еще в 1913 году при царизме, успешно работал при всех режимах - и во времена революции и гражданской войны, и при румынской оккупации, и при советской власти, а вот при нынешнем, "самом демократическом "в мире строе, закрылся. Впрочем, разве он один? Кинотеатров в Одессе почти не осталось, и это огромная потеря для города с двухвековыми культурными традициями. Странно, что большевики в свое время отлично понимали, что "из всех искусств важнейшим является кино", а нынешние власти об этом ленинском лозунге как бы забыли. Какие же искусства являются важнейшими для них - низкопробные клоны всяческих "комеди клабов", стриптиз и прочие телевизионные дешевки? Горько и обидно за молодое поколение одесситов, да и всех украинцев, которых усиленно пичкают всяческой околокультурной жвачкой, им и невдомек, что когда-то (вообщем-то совсем недавно!) кинотеатры были действительно центрами культурной жизни, а каждый новый фильм воспринимался как событие и горячо обсуждался горожанами.

...Как-то мы гуляли с моим двенадцатилетним внуком по Ришельевской, и я сказала ему: "Вот здесь когда-то был прекрасный кинотеатр "Украина", мы с подружками очень любили ходить сюда на вечерние сеансы, так как именно здесь на первом этаже был маленький зал, где перед началом фильма играл настоящий оркестр и пела замечательная певица, а потом мы шли в буфет, покупали по очень вкусному пирожному и бутылочке ситро, а потом уже поднимались в кинозал. И все это удовольствие, включая билет, обходилось каждой из нас в один рубль".

Внук, конечно, не поверил, но дома я нашла в своем старом дневнике случайно сохранившийся билет, на котором было четко проштамповано: "10 мая, 20.00, цена 40 копеек".

"И что же ты там смотрела, - не унимался внук, - какую- нибудь бодягу про Ленина или про колхоз"? И тут я разозлилась и выдала ему: "А смотрела я не бодягу, как ты выражаешься, а прекрасные культовые фильмы того времени, такие, как "Мужчина и женщина" Клода Лелюша, гайдаевские "Иван Васильевич меняет профессию" и "Кавказская пленница", "Гамлет" Козинцева, чудесный польский фильм "Анатомия любви" и много-много других фильмов наших и зарубежных режиссеров!"

Бедные дети, выросшие на "Гарри Поттере" и "Пиратах Карибского моря", - им эти названия ни о чем не говорят.

...Сейчас вот пишу вам и думаю: а, может, и правильно делают, что закрывают кинотеатры? Ведь та низкопробная полова, которая захлестнула экраны, не стоит тех немалых денег, которые за нее надо платить, и все это, с позволения сказать, "искусство" можно посмотреть на ДВД-проигрывателях и, кстати, без обязательного перевода на "рiдну мову". Да нет - неправильно! Ведь получилось, что вместе с водой выплеснули ребенка, а следовало бы наполнить кинотеатры фильмами высокого художественного уровня, которых во всем мире и сейчас производится великое множество. Но мы их, к сожалению, вряд ли когда-нибудь увидим, потому что сидят в наших нацсоветах и министерствах культуры люди, от этой культуры весьма далекие, а кинотеатры перешли в частную собственность людей, увы, некомпетентных, не понимающих, что покажи они людям какой-нибудь по-настоящему хороший фильм, а не дрянь, то и выстроились бы у касс очереди, и об экономической нецелесообразности говорить бы не пришлось.

Таких людей сейчас, наверное, нет, а посему - прощай, "Уточ-кино".

Валерия Максимовна ДОЛЬСКАЯ.