Номер 16 (961), 30.04.2009

КЛЮЧИК

У него была странная фамилия - Олеша. И судьба его тоже была странной, закрытой для посторонних взглядов. Юрий Карлович Олеша написал всего лишь несколько книг. Об этих книгах написано уже много других книг, сотни хороших, но не настолько, чтобы писать еще и о них.

Одно из произведений Ю. Олеши всем знакомо. Это "Три толстяка". Доктор Гаспар и девочка Суок, гимнаст Тибул и оружейник Просперо - все ее герои кажутся настолько живыми, что не хочется верить в то, что их кто-то придумал.

"Трех толстяков" можно увидеть в кино и на сцене. По этой сказке поставлены балет и опера, снят замечательный фильм. Но раскройте книжку взрослых его рассказов: "...рейс наш сопровождался тем, что вдоль дороги все собаки вставали на дыбы". Перелистайте несколько страниц, и вновь остановит фраза: "Кран тихо сморкался". Или: "Подошла цыганская девочка величиной с веник".

Со страниц глядит удивительный мир. Мир, в котором собаки встают на дыбы, как лошади, где водопроводные краны страдают насморком, где птицы рисуют в небе незримые очертания городов... "А ведь все так и есть. Как же мы раньше не замечали?!"...

Юрий Олеша обладал снайперской зоркостью. Да что там снайперской! Любую мелочь он видел, как в микроскопе, и умел записать ее на бумаге, как никто бы и не отважился.

"Всю лирику, связанную с понятием родины, отношу к Одессе", - пишет Юрий Карлович в одном из рассказов. А вот несколько строк из других: "Цветок акации кажется сладким. Дети пробуют его есть", "Движущаяся тень листвы на асфальте. Львиные морды в коронах", "Одесса - город балконов. Их украшают зеленью, цветами и полосатыми занавесками", "Здесь совсем особый свет воздуха. Море. От стакана воды, принесенного в комнату, становится прохладней и свежей. А это - столько воды, море"... Кажется, из этих фраз и соткалась Одесса!

"Когда описывается город, он не вымышлен. Вымышлен герой - но отношения не вымышлены... Сюжетные метафоры - система видения Олеши... Олеша владел средством будить свежесть восприятия, владел первоначальностью ощущений...", - так отзывался о нем Виктор Шкловский в статье "Глубокое бурение".

"На днях я сел в трамвае напротив милиционера. Он был с усами, с большими светлыми усами "северного богатыря". Он был милиционер - в амуниции, вооруженный, взрослый, могучий человек. И вдруг я понял: милиционер моложе меня. Взрослый человек, семьянин, с сильно развитою грудью и плечами, в пропотевших сапогах - моложе меня! Между тем, несмотря на то, что мне тридцать один год, - я-то уже замечаю на себе и в себе физические признаки постарения, - тем не менее до сих пор я ни разу не почувствовал себя взрослым".

Таков Олеша. Юрий Карлович, одессит, не родившийся в Одессе, католик.

А почему заглавие "Ключик"? Так в своей повести, написанной по определению автора в стиле "мовизм", "Алмазный мой венец" В. Катаев во время морского путешествия прочел в иллюминаторах, напоминающих не только букву "О", но даже где-то и прописную "Ю", похожую на Ключик. Ключиком он и именует в повести Ю. Олешу.

Валентин Петрович описывает, как Ключик (с прописной буквы, как и иные персонажи, за исключением Командора- Маяковского) читал свой роман (или повесть) "Зависть":

"Преодолев страх, он раскрыл свою рукопись и произнес первую фразу своей повести:

"Он поет по утрам в клозете".

Хорошенькое начало!

Против всяких ожиданий именно эта криминальная фраза привела редактора в восторг. Он даже взвизгнул от удовольствия. А все дальнейшее пошло уже как по маслу. Почуяв успех, Ключик читал с подъемом, уверенно, в наиболее удачных местах пуская в ход свой патетический польский акцент с некоторой победоносной шепелявостью...

Чтение длилось до рассвета, и никто не проронил ни слова до самого конца...

Главный редактор был в таком восторге, что вцепился в рукопись и ни за что не хотел ее отдать, хотя Ключик и умолял оставить ее хотя бы на два дня, чтобы кое-где пошлифовать стиль...".

По этому остросатирическому роману Олеша написал пьесу "Заговор чувств". Он - автор пьесы "Список благодеяний", инсценировал роман Ф. Достоевского "Идиот", перевел поэму Леси Украинки "В катакомбах". Назовем еще "Воспоминания" об Эдуарде Багрицком, о встречах с Алексеем Толстым, "Заметки драматурга"...

И вновь приведем несколько строчек: "Одесса была городом богатых людей. Это богачи, видевшие мир, строили Одессу в духе городов Запада. Существует мнение, что Одесса похожа на Париж. Другие говорят, что на Вену. Третьи находят сходство с Марселем"... Не утратить бы этого сходства!

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.