Номер 05 (852), 09.02.2007

ДОСТАТОЧНО БЫЛО БЫ ОДНОГО "РАЗИНА",

чтобы минувший сезон Одесского русского драматического театра отнести к успешным. Да, спектакль "Степан Разин" – это самое яркое явление на театральном пространстве Одессы за много лет. Хотя, нет-нет, и на других сценах появлялись постановки, за которые не было бы стыдно и в столицах. В Украинском театре – это "Украинский Декамерон", в оперетте – "Ромео и Джульетта" и "Безымянная звезда" (спектакль, признанный лучшим спектаклем года, хотя лично я поделила бы эту честь между ним и спектаклем "Степан Разин"), в том же Русском театре – это "Вий", уже почти шестьдесят раз идущий при полном аншлаге.

В этом месяце Русский театр отметил своеобразную годовщину. Два года назад в январе 2005 года дирекция театра пошла на эксперимент – художественное руководство театром было поручено сразу трем российским (московским) режиссерам Алексею Гирбе, Алексею Литвину и Сергею Голомазову – то есть режиссерской коллегии. Многие, в том числе и я, сомневались в таком решении вопроса о главном режиссере театра. Но, с одной стороны, дирекция театра не видела подходящей кандидатуры на должность главного режиссера в Одессе, а приглашать на постоянную работу из другого города – удовольствие дорогое (в первую очередь из-за жилья), а с другой стороны, время показало, что такое необычное решение пошло театру на пользу. Восемь премьер за два года – это неплохой результат. Половину из них поставили названные режиссеры. Не все спектакли получились равноценными. Выделяются обе постановки Георгия Ковтуна – "Вий" и "Степан Разин" (вот вам парадокс – в Одессе сегодня не нашлось режиссера на роль худрука театра, а лучшие спектакли ставят бывшие одесситы Г. Ковтун и В. Подгородинский).

Даже последний премьерный спектакль театра "Сумерки Богов", который откровенно не понравился мне и многим моим коллегам, в общем-то вызвал неоднозначную реакцию, кому-то он пришелся по сердцу.

Ну, это дела домашние, одесские, но театр заявил о себе и на постсоветском пространстве. В апреле 2005 года труппа театра приняла участие в 7-м Международном фестивале театров стран СНГ и Балтии "Встречи в России". На этом фестивале спектакль "Лист ожиданий" по пьесе А. Марданя был удостоен диплома фестиваля. Кстати, поставил этот спектакль еще один бывший одессит – Иосиф Райхельгауз (до чего же мы расточительны: что имеем – не храним, потерявши – плачем).

В ответ на "Встречи в России" в сентябре состоялся фестиваль "Встречи в Одессе" в рамках III Международной конференции "Русский театр в Украине: вопросы современной критики" (об этом мы в свое время писали).

В ноябре 2006 года театр выезжал на гастроли в Великий Новгород, Петербург и Кронштадт. Уже намечены гастрольные поездки на этот год, получены приглашения на участие в МТФ в России (в г. Саранске, с которым связано имя известного литературоведа и теоретика искусства Михаила Бахтина).

При театре организованы мастер-классы по сценической речи, сценическому движению и актерскому мастерству, которые будут проводить педагоги из России.

Собственно, это нужно было сделать давно (скажу без лишней скромности, я писала об этом, когда в спектакль "Красное и черное" были введены молодые актеры, русская речь и дикция которых оставляла желать лучшего). Кстати, о молодых актерах. Труппа театра продолжает пополняться. Сейчас в театр принят одаренный молодой актер Сергей Поляков (зрители познакомились с ним в спектакле "Сумерки Богов"). Раскрою секрет: в октябре 2007 года театр должен выпустить спектакль "Гамлет" по В. Шекспиру (режиссер А. Литвин). Принца Датского будет играть Поляков. Офелию – совсем молодая, очень способная актриса – Анастасия Швец.

Кроме "Гамлета", подготовка к которому уже начата, идут репетиции "Пиковой дамы" по А.С. Пушкину (реж. А. Гирба); народный артист Украины О. Школьник ставит пьесу М. Коломенского "Три старушки вечерком"; заслуженный артист Украины А. Антонюк репетирует спектакль по Д. Биссету "Приятного аппетита, тигр"; в июле А. Гирба должен выпустить спектакль под интригующим названием "Неприличное название" ("Антракт") по А. Марданю.

И т.д., поскольку план театра "сверстан" до середины 2008 года. Но в этом "и т. д.", к сожалению, не прозвучало имя Георгия Ковтуна – режиссера, чьи постановки "Вий" и "Степан Разин" оказались наиболее значимыми для театра. Возможно, пока просто не уточнены планы этого интересного постановщика. И еще, на пресс-конференции директору театра Александру Копайгоре был задан вопрос: "Почему в репертуарный план Одесского русского театра не вошли произведения Бабеля, Катаева, Олеши, Паустовского... То есть писателей, связанных жизнью и творчеством с Одессой?"

Как объяснил А. Копайгора, в планах театра есть уже наметки обратиться и к этим авторам. В частности, речь идет о Паустовском, об адаптации его романа "Время больших ожиданий", поскольку сценическое воплощение масштабной прозы — это естественный путь для авторского театра. А именно авторским театром и стремиться быть Одесский русский драматический театр.

Словом, Одесский русский драматический театр делает все, чтобы оправдать награду (Почетная грамота Кабинета Министров и медаль), полученную в декабре 2005 года к 130-летию со дня основания театра.

Е. К.