Номер 50 (743), 17.12.2004

ДЕВЯТЬ КИНОДНЕЙ ОДНОГО ГОДА

(Окончание. Начало в №№ 44-47, 49.)

"Главное – не победа, главное – участие". Эта утешительная формулировка спортсменов вполне применима к ситуации с украинскими фильмами на МКФ "МОЛОДОСТЬ-XXXIV". Тем более, что доля участия украинских работ в сравнении с прошлым годом относительно возросла.

В прошлом году 6 из 34 работ принадлежали украинским студентам. В этом году комиссия отобрала для конкурса 5 работ украинских студентов, но... к конкурсу студенческих фильмов всего-то было допущено 19 картин. В прошлом году ни одна из 28 короткометражек не имела отношения к Украине. В этом году в конкурсе короткого метра приняли участие трое молодых украинских кинематографистов (всего в этой номинации рассматривалось 25 работ). В прошлом году из 16 полнометражных фильмов 1 был украинский – это "Мамай" Олеся Санина. В этом году к конкурсу были допущены 12 фильмов. Из них только один на одну треть имел отношение к Украине: "Кровные узы" Олега Гаренчара, картина, о которой мы уже писали. Правда, на конкурс выдвигался еще фильм "Игры взрослых девочек" Сергея Лялина, но он не был допущен к соревнованию, так как его формат не соответствовал требованиям фестиваля, на котором рассматриваются только ленты, снятые на тридцатипятимиллиметрову пленку. На этом принципиальном моменте мы еще остановимся. И, наконец. Фильмы открытия и закрытия фестивали имели к Украине самое непосредственное отношение. Это лента "Свои" , в которой главную роль сыграл наш Богдан Ступка (получивший за нее приз на ММКФ) и картина нашей же Киры Муратовой "Настройщик".

И хотя вновь ни одна из украинских картин не была отмечена ни в одной из номинаций, но все участники фестиваля сошлись во мнении, что уровень работ украинской киномолодежи заметно повысился. Бросается в глаза уход от снобистского выбора тем и решений. Заметен возникший интерес молодых режиссеров к проблемам любви. (Кстати, прошлогодний проект "Любовь – это...", проводимый Западноевропейским институтом, к началу фестиваля не был завершен. Желащие могли посмотреть лишь 2-х минутные фрагменты короткометражек 13 украинских начинающих режиссеров).

Мне удалось взять мини-интервью у одного из редакторов и ведущих телеканала "1+1" (программы: "Снiданок з "1+1" – в октябре он проходил с гостями фестиваля – "Дайджест фестивалю", "Iмперiя кiно", субботняя передача "Про кiно" и т.д.) Это знакомый телезрителям Анатолий ЕРЕМА. Дадим ему слово:

– Мне всегда было обидно, досадно, что на МКФ зарубежные работы такие яркие, такие разножанровые и рядом наши – серые. Молодежь должна больше смотреть и чувствовать те процессы, те течения, которые происходят в мировом кинематографе. чтобы не так отличаться. Ведь уровень работ наших студентов намного ниже уровня работ их зарубежных коллег. Но в этом году впервые я почувствовал, что в наших фильмах, хотя они не такие богатые, как немецкие и французские, появилась цель и желание рассказать о чем-то современным языком. Надеюсь, что эта тенденция не исчезнет. В этом году был очень жесткий отбор. Сегодня отсутствие призов не имеет значения. Со временем они будут. Уже сейчас все обратили внимание на такие студенческие работы, как "Трагiчне кохання до зрадливо⌡ Нюськи" Тараса Ткаченко и на глубокую работу Веры Яковенко "Мой Гоголь".

Во многом мнение Еремы совпадает с мнением одного из членов главного жюри режиссера-кинодокументалиста Юрия Терещенко, который на закрытии Фестиваля сказал:

– "Если в немецкие фильмы вложено до 12 тысяч долларов, и каждый доллар виден с экрана, то наша молодежь, которая и мечтать не может о таких деньгах, выглядит так, будто 12-летний подросток субтильного вида пошел бороться с братьями Кличко... Судя по "Панораме Украинского кино", в рамках которой было показано больше тридцати короткометражных фильмов (и 4 или 5 полнометражных – Е.К.) вне конкурсной программы осталось немало хороших работ только потому, что их авторы не имела денег, чтобы перевести их на тридцатипятимиллиметровую пленку. Ведь чтобы перевести на кинопленку снятый на HD фильм, необходимо затратить по три тысячи долларов США на каждые 7 минут.

Ю.Терещенко предложил, чтобы в будущем на фестивале "Молодость" была введена еще одна номинация – "Лучший видеофильм".

Итак, все сводится к деньгам? Не только. Если бы сделанный по заказу телеканала "Интер" фильм Лялина "Игры взрослых девочек" и перевели бы на пленку, он все равно бы не вошел в число призеров. Банальная до тошноты история столкновения биологической и суррогатной матерей, ряд несообразностей, невысокий уровень режиссерской работы и т.д. Однако на МКФ много говорилось, что в принципе продюсерское кино в сравнении с госзаказами – это шаг вперед. Российский путь к реанимации кинопроцесса прошел через заказы телеканалов. Деньги, заработанные на телесериалах, позволили снимать полноценные художественные фильмы. На этот путь становится и Украина. Кстати, в рамках "Панорамы Украинского кино" демонстрировалась картина Андрея Дончика "Украденное счастье" (по пьесе И. Франко). Продюсером выступил телеканал "1+1". Одесские телезрители уже могли убедится, что это высококачественная работа, снятая и сыгранная блестяще и очень органично адаптированная к нашему времени.

Что же, кроме нехватки денег, мешает украинской киномолодежи? Несколько категорично, хотя и наглядно, объясняет неудачи украинских молодых режиссеров киновед, замредактора журнала "КIНО-КОЛО" Алик ШПИЛЮК:

– Наша молодежь растет в кинопустыне. А что может вырасти в пустыне? Разве что кривой саксаул. Дубы там не растут!

А вот что говорят сами молодые режиссеры:

– Нам мешает отсутствие хороших педагогов, которые не рассказывали бы нам, как они снимали кино позавчера, а рассказали, как его нужно снимать даже не сегодня, а завтра.

Что правда, то правда: многие старые мастера не знакомы с современными кинотехнологиями. Они уже не способны снимать такое кино, которое бы соответствовало современным требованиям кинопроката. В этом отношении МКФ "Молодость", если продолжить аналогию Шпилюка, является оазисом в кинопустыне. На конкурсных и внеконкурсных программах можно увидеть хорошие и даже выдающиеся фильмы. Встретиться на пресс-конференциях и в мастер-класах, проводимых для участников Кампуса Талантов (напоминаю, учрежден в прошлом году по аналогии с Берлинским) с выдающимися режиссерами и продюсерами. В этом году мастер-классы проводили Отар Иоселиани (Грузия- Франция), Ежи Гоффман (Польша), Ролан Жоффе (Великобритания), Геннадий Сидоров (Россия, его фильм "Старухи" – призер Молодости-XXXIII"), Вадим Перельман (США – КАНАДА) и другие.

С большинством из этих кинематографистов вашему корреспонденту довелось встречаться на пресс-конференциях, брать у них интервью и просто беседовать. Из этих встреч и родились "Экранные портреты в вопросах и ответах", которые мы обещаем публиковать в нашей газете.

Елена КОЛТУНОВА.