Номер 02 (695), 16.01.2004

"ЮЖНОРУССКАЯ ВОЛНА" ДОКАТИЛАСЬ ДО КИЕВА

В Киеве идет подготовка к открытию Музея современного искусства. Спонсирует проект Виктор Пинчук – народный депутат, более известный как зять президента Кучмы и один из самых богатых людей Украины. Одним же из экспертов, формирующих коллекцию, выступает некогда популярный одесский художник Александр Ройтбурд. Возможно поэтому в пилотной экспозиции широко представлены наши земляки – как бывшие, так и настоящие.

Вот что пишет в своем анализе киевский рецензент Дмитрий Десятерик: "Актуальное искусство.., что прославилось под названием "южнорусская волна", представлено обширно и разнопланово. Очень важный момент – не забыли уроженцев Украины, стяжавших славу в чужих краях. К примеру – группу "Перцы". Олег Петренко и Людмила Скрипкина начинали как активные участники одесского движения "Апт-арт", однако ни одно исследование феномена московского соц-арта не обходится без упоминания их имен. Их работы – истинный образчик соц-артовского стеба: муляжи кастрюли борща, вареного картофеля, "потребительской корзинки", данные в разрезе, с таблицей-указанием энергетической и витаминной ценности продуктов; выполненная в стиле советского плакатного примитива 1920-х картина "Но пасаран", полосатый Чехов в компании двух зебр...

Вообще, одесситы, сделавшие колоссальный вклад и в украинское, и в российское искусство, представлены целым рядом значимых имен. Есть несколько запоминающихся работ Юрия Лейдермана периода 1980-х гг. ("Следователь в форме, следователь в гражданском", "Сапфиры, рубины, якуты"). Соратник Лейдермана по позднеконцептуалистской группе "Медицинская герменевтика" Сергей Ануфриев представлен двояко: в реди-мейде наподобие исписанных туманными текстами рубашек и как отличный график – ранними рисунками из серии "Удвоения". Бросаются в глаза псевдоклассические стилизации Анатолия Ганкевича и Олега Мигаса из "фламандского" цикла "Еда". Немало развлек публику своими "темнильничками", странноватыми объектами, похожими на фосфоресцирующие обломки кораллового рифа, чуть ли не единственный на сегодня украинский оп-артист Дмитрий Дульфан. Пугает страшноватой "Девочкой"-мутантом Владимир Кожухарь. Близок к "Перцам" по манере работы и сдержанному сарказму активист "Апт-арта" и "Медгерменевтики" Игорь Чацкин со своим коллажем из сухарей и баранок "На завтра". Впрочем, у него остается место для романтики: таков его трогательный "Кораблик", наклеенный на доску и окруженный названиями парусных снастей. Несколько особняком смотрятся ассамбляжи Александра Лисовского – небольшие, изящные композиции плоскостных изображений и объемных предметов, чем-то напоминающих послереволюционные коллажи футуристов и конструктивистов, но как бы с ностальгической облагораживающей патиной. Конечно, не обошлось без широкого присутствия приметного одессита Ройтбурда – похоже, что нашествие земляков во многом его заслуга. Картинами "Будда повергнутый", "Лоно изгнания", парафразом классицизма "Пуссен" и несколькими видеофильмами нынешний директор галереи Гельмана в Киеве напомнил о том, что главное его ремесло все же – художник. Еще один образчик приморского концептуального стеба – "Негры ночью грузят уголь", нарисованный в 1987 г. Светланой Мартынчик и Игорем Степиным."

"На фоне столь мощного "одесского вторжения", – признается рецензент, – другие местности, в том числе столичный Киев, смотрелись не столь эффектно". Что и требовалось доказать тем, кто считает, будто творческая жизнь в Одессе замерла.

Елена ДАРАКОВА.