Номер 51 (1047), 30.12.2010

ГОД БЕЛОГО КОТА

Кот обладает исключительной честностью.

Эрнст Хемингуэй.

Согласно китайскому гороскопу, году Кота (Зайца, Кролика) в наступающем 2011-м соответствуют: стихия - металл, цвет - белый, планета - Венера.

Кошка - хитроумие, способность перевоплощения, ясновидение, сообразительность, внимательность, чувственная красота, женская злость. Эти почти повсеместные ассоциации имели различный символический вес и значение в древних культурах. В Египте, где существовал весьма значительный культ богини с кошачьей головой Бастет (или Баст), кошки считались богиней-покровительницей луны и связывались с удовольствиями, плодородием, защитными силами. В ее честь кошкам поклонялись, их мумифицировали, рядом клали мышь, чтобы кошкам было чем развлечься и питаться в загробном мире. В иконографии кот изображался помощником солнца, отрывающим голову загробной змее. Кот также ассоциировался с другими лунными богинями, такими, как греческая Артемида, римская Диана, скандинавская Фрейя (которая ездила на колеснице, запряженной котами). В Древнем Риме присущие кошкам своеволие и свобода поведения сделали их эмблемой свободы. Однако в других местах их ночные крики и устрашающее изменение внешности (расширение зрачков, выпускание и втягивание когтей, внезапные переходы от спокойствия к агрессивности) вызывали негативный символизм.

Кельты приписывали черным котам злую хитрость, в исламской традиции их считали одним из воплощений джинов, в Японии кошек считали предвестниками неудач, японские сказки описывают, что кошки могли вселяться в женские тела. Женоненавистнический символизм кошек закрепился в английском эпитете "cattish" (злобная, язвительная, хитрая, коварная - по отношению к женщине). В Индии, где кошку представляли воплощением животной красоты, буддисты вынуждены сдерживать свою недоброжелательность к ним - как и змеи, кошки отказывались оплакивать смерть Будды. Наиболее негативный образ возникает в обширном фольклоре о ведьмах, где кошки предстают приближенными сатаны, ассоциируются с сатанинскими оргиями, считаются похотливыми и жестокими воплощениями самого дьявола.

Трудно найти животное, которое вызвало бы к себе столь различное отношение. По меткому выражению она "прошла путь от богини до ведьмы".

Польза кошек неоценима. Трудно найти лучших мышеловов, а, по данным анимотерапии, общение с кошкой оказывает благотворное воздействие на больных, перенесших инфаркт или инсульт. Французский психолог Одетта Эпль считает, что кошка - это модель для психомоторного расслабления, которое так необходимо больному. Врач из Германии Михаэль Фокс утверждает - для здоровья человека очень полезно гладить кошку, снимается частота пульса, исчезает нервное напряжение.

Кошка - преданный друг (если уметь с ней обращаться). Недаром кошек любили знаменитые художники - Леонардо да Винчи, Гойя, Ренуар, Кустодиев. Известный всему миру немецкий художник Юлиус Адам рисовал только кошек, за что получил прозвища "катцен малер" ("кошачий художник"). Среди любителей кошек композиторы Моцарт, Равель, Бородин, писатели Мопассан, Бальзак, Бернард Шоу, Диккенс, Чапек, братья Гримм, Гофман, Киплинг, Гюго, Вальтер Скотт, Гашек, Хемингуэй, Марк Твен, Паустовский. Здесь встречаются имена основателя ислама Мухаммеда и Петра I, кардинала Ришелье и физика Исаака Ньютона и многих других. О кошках писали стихи Фет и Марина Цветаева. О них создают спектакли, как всемирно известный мюзикл "Кошки" Ллойда Уэббера, а режиссер Армандо Акоста поставил фильм по мотивам "Ромео и Джульетты", где все действующие лица - кошки. Кошке, единственной из домашних животных, дозволено переступать порог православного Божьего храма. Кто не любил кошек? Чингиз Хан, Наполеон, Муссолини и Гитлер.

Независимая и целеустремленная, самостоятельная и всегда умеющая постоять за себя, никогда не обманывающая, по определению знаменитого ученого-этнолога Конрада Лоренда "кошка - самое гордое и самое честное из наших домашних животных". "Если хочешь увидеть всю красоту сразу, посмотри на кошку" (английская пословица).


Писательница детективов И. Д. Джеймс, ныне баронесса Джеймс Холланд Парк, пристроила двух живущих у нее полосатых кошек держать щит своего герба. Баронесса Перри Саутворк, другая поклонница семейств кошачьих, также решила задействовать домашних питомцев в качестве щитодержателей - полосатого кота и персидскую кошечку. Последняя изображена стоящей на стопке книг, так как она не столь велика, как кот...

ЗАЯЦ (КРОЛИК). Это животное наиболее часто связывали с луной; он также символ плодовитости, желания, выведения потомства, циклического возрождения, ловкости, быстроты, бдительности и магической силы. Древние усматривали в пятнах на луне скачущих зайцев или кроликов (их редко отличали друг от друга). Заячий лунный символизм был подкреплен наблюдением за их играми при свете луны. В африканских, индейских, кельтских, буддийских, китайских, египетских, греческих, индуистских и тевтонских мифах заяц ассоциировался с лунным и женским циклом воспроизводства. Иногда он появляется в качестве жертвенной или спасительной фигуры, так в буддийской легенде о зайце, прыгнувшем в огонь, чтобы дать пищу голодному Будде - поэтому заяц поднялся и занял почетное место на луне. В даосском искусстве лунный заяц изображался смешивающим в ступке эликсир долгожительства или бессмертия. В императорском Китае заяц был символом "инь" и предвестником удачи (в Китае он также символизировал гомосексуализм).


Зайцы воплощали невинный обман во многих традициях: истории Братца Кролика, вероятно, имеют истоки в африканских сказках (например, в сказке, где заяц обманом заставляет бегемота и слона перетягивать канат, чтобы очистить для себя землю). Подобным образам, в Японии белый заяц Оки пересекает море по крокодилам, которые вытягиваются в линию, морда к хвосту, когда он делает вид, что хочет их посчитать. Некоторые северо- американские индейские племена возвели зайца в статус культового героя (алгонкины, например, рассматривали лунного зайца как сына великого Маниту и творца природных сил, поставившего их на службу человеку). Как плодовитых животных, зайцев и кроликов часто связывали с магией и средствами от бесплодия и рассматривали как помощников при трудных родах (латинский поэт Плиний рекомендовал зайца в качестве талисмана). Заяц был атрибутом богинь луны и охоты в античном и кельтском мирах, а также греческой богини Афродиты (в римской мифологии Венеры), бога Эрота (Купидона) - как воплощение любви, Гермеса (Меркурия) - в качестве быстроногого посланца. Древние ассоциации с плодовитостью и возрождением в тевтонской и скандинавской традициях лежат в основе символизма Пасхального кролика или зайца (ссылка на зайцеголовую Eostre, англосаксонскую богиню весны. Как божественное или полубожественное создание, заяц часто был запретной пищей. Некоторые шииты верили, что он является воплощением зятя Мухаммада Али. Евреи считали зайца нечистым животным. Исходя из этого и его сексуального аппетита, он стал в христианстве символом вожделения, хотя его способность быстро скакать по скалам сделала его также аллегорией верующего, ищущего прибежища во Христе. Рыцарь, удирающий от робкого зайца, был в средневековье образом трусости. Безумный Мартовский Заяц Льюиса Кэрролла взят из народных наблюдений за буйным поведением зайцев во время весеннего гона. Народное поверье, что лапка проворного кролика или зайца - хорошее средство от подагры и ревматизма, - еще один пример белой магии.

В российской геральдике изображение зайца помещено на гербах трех городов: заяц-русак в гербе Корчевы (Тверская, губерния), заяц черный в гербе Копыса (Могилевская губерния) и заяц обыкновенный в гербе Коврова (Владимирская губерния). Ковровские зайцы стали эмблемой находящегося в городе мотоциклетного завода...

КОТ (ЗАЯЦ, КРОЛИК) всегда падает на лапы. Это счастливец. Одарен. В меру честолюбив, приятный компаньон, скромный, сдержанный, утонченный, добродетельный. Все это знают. Хорошо говорит и умеет оценить себя. Но во множестве достоинств есть один недостаток, хотя и небольшой, но от этого не менее важный: КОТ - поверхностный человек и его лучшие качества тоже поверхностные. Он любит общество и общество любит его. Обожает светские собрания и иногда сплетничает, но делает это тонко, тактично и осторожно.

Любит принимать гостей, и дома у него все сделано с утонченным вкусом. Это светский человек: некоторые назвали бы его снобом. Он педантичен.

Женщина-КОТ выставляет свою культуру со смакованием. Она может глубоко изучить некоторые предметы с единственной целью - блистать, тогда как о других более важных вещах не имеет никакого представления.

КОТ обычно не выходит из равновесия. Он спокоен, невозмутим. В нем больше сентиментальности, чем настоящей чувствительности. Небольшая личная неприятность расстраивает его больше, нежели великие беды других людей. Война и голод в мире трогают его лишь в том случае, когда он лично от этого страдает, но страдает он так сильно, что может не выдержать и умереть.

КОТ по незначительному поводу может заплакать, но быстро утешается. Меланхолия женщин этого знака - один из главных козырей их очарования.

КОТ - консерватор. Он ненавидит всё, что может вызвать осложнения. Больше всего он стремится к комфорту и безопасности. Не предпринимает ничего, не взвесив заранее все "за" и "против". За эту осторожность люди восхищаются им и доверяют ему.

В финансовом положении он всегда будет счастлив. Ловок в делах, и тот, кто подписывает контракт с ним, ни за что не прогадает. Это хороший спекулянт, у него дар на выгодные сделки. Короче, спокойный КОТ опасен как деловой человек. Он добьется успеха в торговле. Обладая хорошим вкусом, он может быть владельцем антикварного магазина. Может быть юристом (адвокатом, нотариусом) или дипломатом при условии, что его жизнь не подвергнется риску.

Женщина этого знака может блистать во всех видах длительности, которые требуют вкуса, гостеприимства и хорошего представительства. Человеку политики следовало бы выбрать себе жену, рожденную под знаком КОТА, - одновременно светскую и скромную, которая много принесет своим присутствием.

Ласковый, услужливый с теми, кого любит, КОТ легко разлучается со своими близкими в пользу друзей. У него нет чувства ответственности перед семьей, и часто он относится к своим родным и детям как к чужим людям, предпочитая им друзей по собственному выбору. Материнский инстинкт этого знака очень ограничен, но матери всегда выполняют свой долг.

КОТ хорошо ухаживает за КОЗОЙ, в которой ценит артистический вкус. Он принесет ей собственный комфорт, а ее капризы не тронут его. Все пойдет хорошо с СОБАКОЙ и скрупулезной СВИНЬЕЙ. Но ПЕТУХ выводит его из себя своим фанфаронством, а КРЫСУ он должен избегать, как чуму.

С ТИГРОМ его отношения в любви и делах будут натянутыми. КОТ, менее сильный, всегда может сделать пируэт и выйти из игры - у них общая порода, и он не боится ТИГРА.

У КОТА будет беспокойное существование в течение трех фаз жизни при одном условии: если он не встретит исключительных ситуаций, драматических событий, непреодолимого препятствия. Войны, революции, катастрофы - это не его дело, ему не нравится быть противником. Если он не будет сопротивляться, то может сойти с ума, пойти на самоубийство или покинуть родину, будучи немощным.

Азиатские народы с недоверием относятся к КОТУ. Говорят, что колдуны превращаются в котов. В Европе их сжигали заживо, обвиняя в сговоре с дьяволом. Но, видимо, столь плохая репутация не очень заслуженная. Как упоминалось, египтяне, например, почитали КОТА, как Бога. Бог, колдун или человек, но в его взгляде есть что-то мистическое. Его видимая слабость может перерасти в опасную силу!..


В год КОТА (Зайца, Кролика) родились: А. Дюрер (1471), Рафаэль Санти (1483), Р. Бойль (1627), М. В. Ломоносов (1711), И. П. Кулибин (1735), И. Шиллер (1759), Стендаль (1783), А. С. Грибоедов (1795), К. Ф. Рылеев (1795), Д. Максвелл (1795), У. Уитмен (1819), Н. С. Лесков (1831), К. А. Тимирязев (1843), Р. Кох (1843), А. Эйнштейн (1879), И. В. Сталин (1879), И. Г. Эренбург (1891), П. Тычина (1891), Л. Никулин (1891), С. С. Прокофьев (1903), К. М. Симонов (1915), Н. К. Черкасов (1915)

Из одесситов: П. П. Шмидт (1867), Б. М. Иофан (1891), С. Г. Гехт (1903), Е. Петров (1903), Г. С. Фиш (1903), Ю. И. Божек (1915), А. Е. Рекемчук (1927), Р. Карцев (1939), В. Д. Мулерман (1939).

Тесно связали свою судьбу с Одессой: А. Г. Строганов (1795), И. М. Фраполли (1807), А. И. Бернардацци (1831), С. К. Джевецкий (1843), Б. Р. Гмыря (1903), А. В. Казачинский (1903), В. М. Бассель (1939).

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.