Номер 50 (1097), 29.12.2011

"ЗЕМЛЯ СОЕДИНЯЕТСЯ С ДРАКОНОМ"

Либо из телепередач, либо из газет, но обязательно под Новый год мы обычно узнаем о том, как обозначается наступающий год по восточному календарю. Естественно, информация сообщается полуиронично - очень уж экзотические названия. Вот и наступающий 2012-й объявлен годом Черного Дракона. А, собственно, почему?

В странах Восточней Азии наряду с официальным григорианским по-прежнему используют старый (восточный) календарь, в основу которого положена система летосчисления, применявшаяся еще в Древнем Китае. И хотя он в тех или иных странах и претерпел изменения, носящие национальный характер, основные его элементы остались неизменными.

Так, повсюду календарь имеет 60-летнюю цикличность, причем каждый год определяется одним из 12 знаков животных в сочетании со стихией (цветом). Исторически происхождение такой системы счета лет связано с тем, что древние астрономы, наблюдая за движением Сатурна и Юпитера, еще за многие годы до нашей эры заметили, что первая из планет совершает оборот вокруг Солнца за 30 лет, а вторая - за 12. Поскольку в Китае уже тогда различали 12 зодиакальных созвездий, каждое из которых соответствовало перемещению Солнца по небесной сфере на 30°, знаки Зодиака и дали название 12-летнему "звериному циклу" (у разных народов Азии наименования несколько отличаются). Так появились годы: 1. Мыши (Крысы); 2. Коровы (Быка, Вола); 3. Тигра; 4. Зайца (Кролика, иногда, например во Вьетнаме, Кота); 5. Дракона; 6. Змеи; 7. Лошади; 8. Овцы (Барана); 9. Обезьяны; 10. Курицы (Петуха); 11. Собаки (Пса); 12. Свиньи (Кабана).

Однако в основу календаря был положен не 12-летний цикл, а наименьшее время, за которое и Сатурн, и Юпитер делают полные обороты вокруг Солнца. Это 60 лет. При этом число оборотов Юпитера - 5 - совпало с количеством элементов мироздания - они же "пять стихий" китайской натурфилософии. В результате каждый год характеризуется не только названием животного, но и стихией. В восточном календаре каждой стихии однозначно соответствуют свой цвет и планета; дерево - зеленый (синий) - Юпитер; огонь - красный - Марс; земля - желтый - Сатурн; металл - белый - Венера; вода - черный - Меркурий.

Любопытно, что цвет и стихия являются полностью взаимозаменяемыми при характеристике года. Например, 1941 год может быть обозначен как год Белой Змеи или год Металлической Змеи.

В календаре названия животных и стихий меняются в строгой очередности, однако при этом каждая стихия охватывает подряд два года цикла животных, отсюда: 1988 год - год Желтого Дракона, 1989 - Желтой Змеи и т. д. Одновременно нечетные годы 12-летнего цикла всегда являются твердыми (мужскими), а четные - мягкими (женскими). Такая система приводит к тому, что одно и то же сочетание цвета и знака Зодиака повторяется только через 60 лет.

В Китае отсчет 60-летних циклов ведется с 2637 года до н. э., поэтому наступающий 2012 год - 29-й год 78-го цикла. Ему, году Черного Дракона, из стихий соответствует земля, из планет - Сатурн. Хотим обрадовать читателей: на Востоке год Дракона (так же, как и годы Мыши, Зайца и Лошади) издавна считается легким, счастливым и удачным. Так что хотим пожелать вам успехов!

Дракон - рептилия, воплощающая первобытную мощь; создание настолько древнее, что человеческое воображение вынуждено обращаться на 70 миллионов лет назад, в эпоху динозавров, чтобы понять, что он собой представляет. Так как драконы, в основном, благоприятные символы на Дальнем Востоке и недоброжелательные на Западе, их символизм не такой прямой, каким мог бы быть. В мифах и легендах дракон и змея часто были синонимами, например в Китае, а также в Греции, где большие змеи назывались draconates, слово, видимо, означающее острое зрение (от dercomai, "острое восприятие"). Ассоциация дракона с бдительностью (персонификацией которой в искусстве он является) нашла выражение во многих сказках, где дракон предстает как страж загробного мира и оракул. В греческом мире дракон охранял золотые яблоки Гесперид и золотое руно. Фиванский горой Кадм мог достичь источника Ареса, бога войны, только убив сына Ареса - дракона. Скандинавский герой Сигурд и англосаксонский Беовульф тоже сражались с драконом, охраняющим сокровища. Эти истории привели к предположениям о том, что в языческих легендах дракон - метафорическое изображение сильного правителя, который расширял свои владения с помощью меча. То, что Кадм посеял драконьи зубы раздора после своей победы, поддерживает эту теорию. Христианство оказало существенное влияние на превращение дракона в обобщающий символ дьявольского зла. Откровение Иоанна Богослова говорит о драконе: "Древний змий, называемый диаволом", - и связывает его с грехом богохульства. Драконы, которые были побеждены многими христианскими святыми (особенно известно предание о святом Михаиле), символизируют беспорядок и безверие, а также моральное зло и первобытную распущенность. В средневековом представлении дракон - сочетание символов воздуха, огня воды, земли - огнедышащее рогатое создание с крепкими орлиными когтями, крыльями летучей мыши, чешуйчатым телом и змеиным колючим хвостом (который иногда изображался завязанным узлом в знак поражения). С другой стороны, он встречается и в виде морского змея, как в некоторых изображениях святого Георгия, что исследователи традиционно соотносят с шумерско-семитскими изображениями богини хаоса Тиамат. Греческий герой Персей также сражался с водным монстром, стремясь спасти царевну Андромеду. Как воплощение страха, дракон был популярной эмблемой воинов, изображаемой на парфянских и римских штандартах, его резные изображения помещали викинги на носах своих кораблей, у кельтов он встречается в качестве символа королевской власти, также как и на знаменах англосаксов, в Уэльсе красный дракон до сих пор является национальной эмблемой.

В Азии, особенно в Китае, дракон и ныне считается символом сверхъестественных сил, не ограниченных моральными принципами. Вышитый на одежде извивающийся дракон символически изображает созидательные ритмы природных элементов, особенно несущую дождь силу грозы. Ассоциативный ряд "дракон-молния- дождь-плодородие" очень типичен в архаических китайских текстах: по этой причине дракон становится связующим звоном между "верхними водами" и землей. Выражение "земля соединяется с драконом" означаем, что идет дождь. Чтобы вызвать дождь, китайцы делают большого дракона из дерева и бумаги, и, если дождя нет, они его уничтожают.

Дракон в народных китайских представлениях - это символ силы, величия. Это национальная китайская эмблема, как бы охраняющая каждый дом, великий друг китайского народа. До сих пор не только изображения дракона сопутствуют китайскому очагу, но и иероглиф дракона по-прежнему означает ум, силу, энергию, способности, цельную натуру и в этом качестве применяется как эмблема всех указанных понятий.

Отсюда ясно, почему изображения дракона употреблялись как главная государственная эмблема императорского Китая и эти же изображения были главным атрибутом одежды монарха. В этом же смысле и до наших дней дракон употребляется в Бутане - небольшом княжестве, находящемся в течение многих веков под влиянием китайской культуры. Два зеленых дракона составляют государственный герб Бутана, а серебряный дракон изображен как главная эмблема национального (желто-красного) флага Бутана. Хотя в других странах Дальнего Востока в связи с общественными преобразованиями за последние полстолетия дракон перестал быть государственной эмблемой (кроме таких стран, как Бутан и Сикким, а также частично и Тибет), он тем не менее остался до наших дней общепризнанной народной эмблемой на Дальнем Востоке, к которой иностранцы должны относиться с пониманием и уважением и уж, во всяком случае, знать ее значение. В китайской мифологии дракон обозначается иероглифом Рю, который служит, с одной стороны, символическим знаком мощи, великой силы и величия, а с другой - собственным именем дракона.

В ДРАКОНЕ избыток здоровья, жизненной силы, активности. Открытый и чистый, как золото, он не способен к мелочности, лицемерию, злословию, даже к самой элементарной дипломатии. Хотя и не так наивен, как добрая СВИНЬЯ, он доверчив и его можно всегда обмануть. ДРАКОН чувствителен. Часто беспокоится по ложным причинам. Его стремление к совершенству делает его требовательным как к себе, так и к другим. Он скрупулезен. Много требует, но и приносит намного больше.

Раздражительный. ДРАКОН несдержан на язык, и слова у него часто опережают мысли. Вместе с тем следует считаться с его хорошо или плохо изложенным мнением, так как он дает хорошие советы.

Неудержимый энтузиаст, он легко увлекается. Гордец, разносторонне способный человек, интеллигентный, волевой, выносливый, великодушный. Его слушают, он влиятелен.

Всю свою жизнь ДРАКОН не будет нуждаться ни в чем.

Сможет преуспеть в любом деле. Выберет ли карьеру артиста, священника, воина, врача или политика, всегда будет блистать. Если ему придется посвятить себя великому делу, он всегда добьется цели. К несчастью, он с таким же успехом может пойти на плохое дело и выиграет - он победитель!

Он часто любим, но сам любит редко. У него никогда не будет любовного разочарования или горя. Вместе с тем ДРАКОН может быть иногда причиной драмы и отчаяния. Женщины этого знака будут пользоваться успехом.

ДРАКОН редко вступает в брак молодым, но некоторые остаются холостяками. У него вкус к холостяцкой жизни. Это подходит к нему. В одиночестве он чувствует себя более счастливым.

Он может связать свою жизнь с КРЫСОЙ, так как влюбленная КРЫСА выдержит все, даже безразличие. Конечно, КРЫСА воспользуется тем, что принесет ДРАКОН, и в свою очередь поможет ему критическим умом и любовью к деньгам. То же можно отнести и к ЗМЕЕ. ПЕТУХ - фанфарон, может найти общий язык с ДРАКОНОМ. Он с удовольствием подбирает крошки его успеха. Как в любви, так и в делах ОБЕЗЬЯНА дополнит его. Она обогатит его своей хитростью, а ДРАКОН ее - своей мощью. Они взаимно нуждаются друг в друге, но только ОБЕЗЬЯНЕ дано это осознать. ДРАКОНУ же следует быть осторожнее, из всех знаков одна ОБЕЗЬЯНА может его высмеять. Ее юмор часто смягчает гордость ДРАКОНА.

Для мужчины-ДРАКОНА всегда будет привлекательна красота женщины-ЗМЕИ, которой он будет гордиться. Союз с ТИГРОМ к спокойствию не приведет. Но более всего ДРАКОН должен избегать спокойную СОБАКУ - пессимистку и реалистку, которая не поверит в него.

У ДРАКОНА будут небольшие трудности в первой фазе его жизни потому, что он требует много от своих близких. Его артистический темперамент послужит причиной многих проблем во второй фазе его жизни.

Превосходящего свое окружение ДРАКОНА часто будет сопровождать непонимание окружающих. В действительности же им будут восхищаться, его будут слушаться. Насколько малы будут его печали, настолько будет велик его успех. У него трудный характер, он страдает от неудовлетворенности. Но он будет счастлив в последней фазе своей жизни, которая принесет ему все, что он пожелает. Это знак удачи, знак небесного могущества и самого благородного астрологического влияния. Он символизирует жизнь и рост. ДРАКОН приносит четыре благополучия: богатство, добродетель, гармонию и долголетие.

Но каждая медаль имеет свою оборотную сторону, и если возникает впечатление легкой судьбы у ДРАКОНА, не забудьте, что это иллюзия. ДРАКОН постоянно сверкает, но его блеск не столь ярок, что от него можно ослепнуть. Сила его личности - только видимость. Он не существует реально - это животное для парада, тип карнавальной фигуры, безмятежной и могущественной.

В соответствии со своими желаниями он будет изрыгать огонь, золото, воду, но его сожгут после праздника, и, как феникс, он вновь будет возрождаться из пепла для следующего праздника. Это химерическое животное.

В год ДРАКОНА родились: Кампанелла Т. (1568), Гальс T. (1580), Растрелли В. В (1700), Руссо Ж. Ж. (1712), Кант И. (1724), Лагранж Ж. Л., Уатт Д. (1736), Давид Ж. Л. (1748), Воронихин А. Н., Сен Симон А. К. (1760), Бессель Ф. В. (1784), Домье 0. (1808), Третьяков П. М., Чистяков П. П., Шишкин И. И., Боткин С. П. (1732), Репин И. Е., Поленов В. А. (1844), Плеханов Г. В., Врубель М. А., Танеев С. И. (1856), Горький М. (1868), Сарьян М. С., Папалекси Н., Д., Блок А. А. (1880), Паустовский К. Г. (1892), Бажан Н. П., Островский Н. А., Чкалов В. П., Дали С., Гайдар А. П. (1904), Маресьев А. П. (1916).

Из одесситов: Черный С., Жаботинский З.-В. И., Принштейн М. Н. (1880), Степанов А. Н. (1892), Мильштейн Н. М., Гамов Г. А., Чуковский Н. К, Нечипоренко А. А., Гилельс Э. Г. (1916), Добровольский Г. Т., Уемов А. И. (1928), Андронати С. А., Симоненко В. К. (1940).

Тесно связали свою судьбу с Одессой: Томон Т. (1760), Де-Бларамберг (1772), Щеголев А. П., Скальковский А. А. (1808), Данченко А. Е., Минкус Б. А. (1904), Павличенко Л. М., Шестаков Л. Л. (1916), Сурилов А. В. (1928).

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

На рисунках автора:

1) герб Москвы,

2) герб Казани.