Номер 49 (742), 10.12.2004
(Продолжение. Начало в №№ 44- 47.)
Удивительно! Каждую новую роль Богдана СТУПКИ воспринимаешь, как вершину, выше которой подняться уже невозможно. Но выходит еще одна лента, и свершается чудо. Таким чудом, такой непревзойденностью воспринимается роль Ступки в фильме Дмитрия МЕСХИЕВА "СВОИ" (сценарий В. Черных, камера Сергея Мачильского).
Сразу надо сказать, что картина "Свои" - это тот случай, когда отличный материал и прекрасные актеры нашли друг друга. Само имя кинодраматурга Валентина Черных - залог качественной литературной основы фильма. Автор сценариев ко многим известным картинам, в том числе к архипопулярной ленте "Москва слезам не верит", в этой работе использовал элементы биографии отца и деда. Режиссер Месхиев и актерский ансамбль сумели вжиться в быт и лексику Псковщины, где разворачиваются события фильма (кстати, сам Месхиев родом из этих мест). Оператор Мачильский достигает максимальной достоверности, даже документальности, снимая ленту почти монохромом, избегая при этом стилизации под ретро (просто никаких красивостей, никаких ярких красок - одна суровая лаконичность).
Актерские работы Сергея ГАРМАША, Константина ХАБЕНСКОГО, юного Михаила ЕВЛАНОВА, Анны МИХАЛКОВОЙ и Натальи СУРКОВОЙ предельно точны и органичны. Трудно забыть последний кадр Хабенского, его взгляд, обращенный вслед уходящим товарищам, когда он один остается у пулемета, огонь которого должен перекрыть дорогу немцам. Из последней фразы те, кто не видел картины, понимают, что речь в ней идет о войне. Да, авторы вновь обращаются к теме Великой Отечественной войны. Обращаются, отбросив стереотипы советского кино, но и не впадая в ставшую популярной сейчас чернуху.
В картине прослеживаются две главные мысли. Первая - война и смерть на войне - противоестественное состояние человека. Даже, возможно, чересчур натуралистические кадры в начале фильма, когда авторы показывают внезапное нападение немцев на почти мирно расположившуюся на отдых роту советских солдат, когда летят во все стороны руки и ноги, когда танк наезжает на голову человека (!) - разве же это не апофеоз бессмысленности, противоестественности? Разве так должны жить и умирать люди? В дальнейшем в картине война оказывается за кадром, она присутствует опосредованно. Однако и все последущие эпизоды, в которых происходят убийства, говорят о том же, о неестественности того, что человек вынужден отнимать жизнь у другого человека. Кстати, жестокость всех убийств - идет от неумелости, от неприспособленности к такого рода "деятельности". Авторы, показывая "неквалифицированность" убийств, совершаемых людьми, борющимися за свою жизнь, одновременно раскрывают один из "секретов" поражения наших войск в начале войны - непрофессиональность военных кадров. В этом смысле картина - зеркало всей войны.
Итак, молодой еврей-политрук (историк по профессии), командир разгромленной части и совсем молоденький снайпер бегут из плена и укрываются в деревне Блины у отца снайпера - раскулаченного в 30-е годы и назначенного немцами старостой Старика (Б. Ступка). И вот тут начинаются поистине шекспировские страсти. Полицай, которого хорошо, но стилистически выбиваясь из остального актерского ансамбля, играет Федор Бондарчук, узнает о беглецах. Он ставит Старика-отца перед выбором: сдать политрука и командира немцам, тогда сыну будут выправлены хорошие документы, или же будут казнены две дочери Старика, взятые полицаем в заложники. И еще одно условие, собственно, главный мотив, движущий полицаем: Старик должен способствовать свадьбе полицая с девушкой - невестой сына Старика.
Вроде бы Старик загнан в угол, но ему удается придумать и осуществить хитроумный план. Полицай гибнет, а скрывающаяся троица вместе со Стариком бегут от немцев.
Подводим итог: Старик - бывший кулак; полицай - бывший советский работник-активист; командир - бывший гебист; политрук - единственный интеллигент, к тому же еврей. Кто здесь СВОИ, а кто ЧУЖИЕ? Оказывается, то деление на СВОИХ и ЧУЖИХ, которое проводила советская власть, - искусственно. Все СВОИ, никого не сбросишь со счетов: и хорошие (для одних), и плохие (для других) и наоборот. Это и есть вторая главная мысль фильма.
Картина собрала на Московском МКФ все мыслимые награды (лучший фильм, лучший режиссер, приз за лучшую актерскую работу Богдану Ступке, приз от российской редакции журнала "Vogue" за самую стильную ленту).
Но дадим слово Богдану Ступке: "Как складывалось со "Своими"? Дали мне на съемках этот "винчестр юнайтед" и в болото кинули. Я в телогрейке в болоте, температура 8 градусов. Я и подумал: СИЛЬВЕСТРЕ СТАЛЛОНОВИЧУ, ну какого черта это тебе нужно? Эти ребята, Гармаш и Хабенский, ходят, стреляют и ничего. А я неделю бегал, стрелял, падал и думал, куда я попал? А потом сыграл одну психологическую сцену и режиссеру это понравилось, он смотрит на мониторе и говорит актерской труппе: "Давайте поаплодируем актеру за то, что он хорошо сыграл".
...А я заработал два рубца на сердце, было два микроинфаркта. И ни про какие призы тогда не думал". (Из интервью, данного Б. Ступкой А. Куриной для "Кино-Коло").
Фильмом "СВОИ" открылся МКФ "МОЛОДОСТЬ". Для закрытия был выбран фильм Киры МУРАТОВОЙ "НАСТРСЙЩИК".
Многие уже видели последнюю ленту Муратовой (также, как и фильм "Свои", который две недели демонстрировался в "Кино Арт-хауз Одесса"). Думается, что все убедились: разговоры о том, что это ДРУГАЯ МУРАТОВА, не точны. Муратова та же, тот же талант, та же непредсказуемость сюжетных поворотов и характеров, та же гротескность ракурсов и абсурдность ситуаций и персонажей... Необычен лишь выбор сюжета, непривычна мягкость интонации. В этом фильме больше света, больше тепла и больше прощения человеческих слабостей, чем в других фильмах режиссера. Возможно, поэтому два с половиной часа демострации картины для зрителей пролетают незаметно. Все с удивлением замечают, что лента показалась короткой.
Алла ДЕМИДОВА, в уста которой в последнем потрясающе сделанном актрисой монологе автор вкладывает главную по-библейски прощенческую мысль фильма - "Люди слабы", Нина Русланова и Рената Литвинова - вот женский блистательный ансамбль, делающий фильм незабываемым.
Героя - настройщика инструментов и человеческих душ - сыграл Георгий Делиев. По-бендеровски элегантный махинатор. Его, с одной стороны, подбивает на преступление-убийство любовница, которая вертит им, как хочет, с другой - играет на его лучших чувствах старая богатая, чудаковатая дама (в дуете со своей подругой), которой вертит он.
Вот такой треугольник персонажей. С актерской точки зрения - это не треугольник, а прямая, так как по силе натяжения актерских нитей Делиев значительно уступает и Демидовой, и Литвиновой, так что дамы вытягивают треугольник в прямую линию. Впрочем, Делиеву нельзя отказать в актерском обаянии, играющем на сюжет.
Мы уже писали, что между фильмами открытия и закрытия на МКФ "Молодость" был показан ряд ретроспектив, т.н, "бульваров"', киноколлекций, направлений современного кинематографа. О некоторых картинах мы еще расскажем в рубрике "Экранные портреты в вопросах и ответах", когда будем говорить о создателях этих лент.
(Окончание следует.)
Елена КОЛТУНОВА.
На фото: кадр из фильма "Свои".