Номер 48 (1095), 16.12.2011

ДИСКУССИЯ

А ПОЕЗД НА JAZZLAND - СНОО-СНОО!

"СНОО-СНОО" - это то же самое, что по-русски "ТУ-ТУ", в смысле - "поехали!".

А вот чтобы понять слово "JAZZLAND", нужно обязательно сходить в Одесский театр музкомедии им. М. Водяного на мюзикл "В ДЖАЗЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ". И поезд вас увезет в Страну Джаза, вы окунетесь в Море Джаза, вас захлестнут волны Джаза, поднятые Г. Арленом, Дж. Гершвиным, К. Портером и еще десятком композиторов, имен которых вы, может быть, и не помните, но чьи композиции знаете и любите уже давно. И среди них будет, конечно, легендарная "CНATTANООGA СНОО-СНОО!" Гарри Уоррена, впервые услышанная еще вашими родителями или даже бабушками и дедушками в очаровательном и тоже уже ставшем легендарным фильме "Серенада Солнечной долины" в исполнении оркестра Глена Миллера.

Не удивляйтесь если определение легендарный - легендарная будет повторено еще не раз. Во-первых, в основу мюзикла, поставленного в Одессе московским режиссером Дмитрием Беловым, лег сюжет действительно легендарного фильма не менее легендарного режиссера Билли Уайлдера "Некоторые любят погорячее" (в нашем прокате - "В джазе только девушки"). И никто не станет отрицать, что имя актрисы Мэрилин Монро, сыгравшей главную роль певички Шугар (Сахарок) в этом фильме, уже давно овеяно легендой. Ее партнерами были тоже уже ставшие легендой, хотя и не окутанной флером тайны, красавец Тони Кёртис (Джо-Джозефина) и блестящий комик Джек Леммон (Джерри- Дафна).

Артистам театра Одесской музкомедии предстояло решить непростую задачу, создать на сцене образы, адекватные тем, что были созданы первыми исполнителями в комедии Уайлдера.

Особенно тяжело пришлось Ирине Ковальской и Ольге Кононцевой, играющим Мэрилин. Не очень-то им помогает оговорка, внесенная в сценарий Дмитрием Беловым, что Мэрилин лишь прозвище похожей на блистательную Монро героини мюзикла. Публика ждет от актрис такого же таланта, органичности и пластики, такой же сексуальности и шарма, какие были у Мэрилин Монро. Можно долго говорить, что Мэрилин Монро отнюдь не была гениальной актрисой. Но она, бесспорно, была яркой индивидуальностью. А индивидуальность повторить невозможно, ей можно только с большим или меньшим успехом подражать - имитировать. Я видела только один состав исполнителей, и, как мне показалось, Ирине Ковальской такая имитации вполне удалась. И голос отлично звучал, и исполнение вокальных номеров было на должной высоте, и в создании образа была искренность, и во внешнем облике были и обаяние, и сексуальность.

Отличное впечатление произвели и партнеры героини: Джо - Денис Фалюта (в другом составе - Андрей Мирошниченко) и Руслан Рудный (в другом составе - Владислав Кутуев). Мне даже кажется, что Денис Фалюта, не обладая сногсшибательной внешностью Тони Кёртиса, переигрывает голливудского красавчика. А Руслан Рудный играет не хуже прославленного комика Леммона.

Хозяйку джаз-банды Крошку Сью на премьере сыграла народная артистка Украины Ольга Оганезова (в другом составе - Людмила Мешкова). Формально Крошка Сью - роль второго плана. Но Ольга Оганезова - это Ольга Оганезова! Каждое ее появление на сцене, каждый безупречно исполненный вокальный номер выводит Крошку Сью на первый план.

Не могу не отметить роль престарелого ловеласа Озгуда Филдинга III. Его играют в очередь заслуженные артисты Украины Николай Завгородний и Павел Коломийчук. В свое время критики в один голос утверждали, что роль Озгуда чуть ли программная в фильме "Некоторые любят погорячее". Именно ему принадлежит завершающая фильм фраза: "У каждого свои недостатки", сказанная в ответ на признание его "невесты" Дафны, что она, Дафна, - мужчина. В спектакле, где, в отличие от фильма, нещадно и, на мой взгляд, безвкусно педалируется (как словом, так и жестом) тема анатомического атрибута мужского достоинства, эта фраза тоже звучит. Звучит под аккомпанемент бурных аплодисментов как заключительный аккорд, как носитель некой идеи, закодированной еще авторами сценария Дейсмондом и Уайлдером в фильме. Поэтому роль Озгуда Филдинга III очень важна для спектакля. К тому же это яркая, комедийная, танцевальная роль, требующая того, что когда-то театралы называли каскадом. Николай Завгородний, сыгравший Озгуда Филдинга III на премьере, отвечал этим требованиям. Как сказала сидевшая рядом со мной зрительница, "он просто порхает по сцене".

Незачем говорить, что в мюзикле, особенно таком насыщенном мелосом, очень важна его музыкальная составляющая. Музыкальным руководителем постановки стал заслуженный работник культуры Украины, известный джазмен Николай Голощапов. Оркестр под его управлением звучал полнокровно, с блеском были исполнены все музыкальные номера спектакля. Сразу покорила зал увертюра, в которой прозвучала уже упомянутая знаменитая "CHATTANООGA СНОО-СНОО!"

Кстати, хочу обратить внимание на то, что вокальная сторона спектакля вообще радует. В мюзикле просто замечательно звучат голоса Сергея Милькова, Дмитрия Богаченко, заслуженного артиста Украины Сергея Лукашенко и других исполнителей.

Прекрасно смотрятся и танцевальные номера, поставленные балетмейстером Жанной Шмаковой (Москва).

Большой вклад в успех спектакля внесла художник-постановщик - она же художник по костюмам - Ольга Шагалина (Москва). Легкие конструкции переносят воображение зрителей из мрачного Чикаго в светлый, радостный, полный воздуха Майями, где белые жалюзи отделяют пространство респектабельного отеля от синего простора океана. Очень оригинально решен интерьер поезда. Белый тюль как бы разгораживает вагон поезда на купе, аналогично тому, как это выглядело в фильме. Ну и гвоздь сценографии - поезд!

Зрителям спектакля представилась уникальная возможность побывать в положении публики, пришедшей на первый показ синемы братьев Люмьер. На них вдруг не с экрана, а со сцены двинулся настоящий поезд!!! Думаю, что не один человек вздрогнул от неожиданности. Эффектно, ничего не скажешь!

Да и весь спектакль - эффектный, яркий, веселый, щедро дарящий радость.

Елена КОЛТУНОВА.