Номер 47 (992), 4.12.2009

И ПАРАЛЛЕЛИ ИНОГДА ПЕРЕСЕКАЮТСЯ

Как уже говорилось в других публикациях, посвященных XXXIX Международному кинофестивалю "МОЛОДОСТЬ", кроме основного конкурса дебютных фильмов, на фестивале традиционно проходил параллельный конкурс "Панорама украинского кино 2008 - 2009". Судило этот конкурс специальное жюри.

Хотя конкурс был параллельным, в него входили фильмы как демонстрирующиеся во внеконкурсных показах, так и принимавшие участие в конкурсе. Отсюда и родилось название этой публикации. Впрочем, конкурсных украинских фильмов было всего три во всех трех номинациях.

Из восемнадцати студенческих фильмов лишь одна короткометражка - "Стрелочник" Сергея Селявы - представляла Украину, причем достаточно неудачно. Также лишь одной картиной "Кто такой Тимур? Пять историй" Леси Мацько и Наталии Ивановой (копродукция Украина-Россия) Украина была представлена в конкурсной программе короткого метра, состоящей из двадцати трех лент. Не густо. В прошлые годы доля украинских фильмов в этих номинациях была значительно весомее, встречались даже призеры.

Отборочная комиссия фестиваля для конкурсного показа полнометражных фильмов остановилась на украинской ленте с достаточно претенциозным, но заманчивым для зрителей названием "Отторжение", поставленной российским режиссером с голливудским образованием Владимиром Лертом, загоревшимся идеей "вдохнуть жизнь" в украинское кино.

Окажется ли Владимир Лерт способным "вдохнуть жизнь" в наш кинематограф, несмотря на не совсем удачный (я бы скорее сказала - неоднозначный) дебют, покажет время. Кстати, делать кино в Украине, более того, делать в Украине украинское кино вознамерился и Жан-Клод ван Дамм, для чего посетил не только Киев и фестиваль, но и Одессу, и, кажется, Запорожье.

Интерес к невспаханной целине, которой сегодня представляется многим украинское кино, проявляют и другие иностранные режиссеры и продюсеры.

А вместе с тем... Обратимся к книге Оксаны Мусиенко "УКРАИНСКОЕ КИНО, тексты и подтексты", о которой упоминалось в предыдущей публикации.

Мусиенко очень убедительно показывает былую органичную связь украинских и европейских кинематографистов. При анализе фильмов 20-х - начала 30-х годов европейских (в частности немецких) и украинских режиссеров автор четко прослеживает элементы экспрессионизма и камершпиля как в одних, так и в других картинах. Однако дальше украинское кино пошло по своему собственному пути. Фильмы Довженко, Кавалеридзе, позже Параджанова, Ильенко и Миколайчука стали явлением, определяемым как украинское поэтическое кино.

Но оно ушло, а что пришло взамен? Передаю слово Кшиштофу Занусси:

- Украинский кинематограф, кинематограф Довженко, имел свой язык, свою эстетику. На фестивалях я иногда вижу украинские фильмы, достаточно амбициозные и вроде бы следующие старым традициям. Но когда это делал Ильенко в свои хорошие времена - это было великое искусство, а когда это пытаются повторить эпигоны - это уже плохо. Если бы я стал вашим министром культуры, я бы посоветовал режиссерам искать своего национального героя с ярко выраженным национальным характером. Чтобы было видно, что у него настоящая украинская душа, показать, чем она отличается от польской или грузинской души. Что так мог думать или поступать только украинец. Когда формируется новое сознание нации, такой герой нужен. Интуитивно я чувствую, что такой герой есть. Его лишь нужно найти.

Не будем сейчас заниматься анализом, какие социальные причины привели к нынешнему положению в украинском кинематографе. Об этом я уже не раз писала, комментируя кинофестиваль дебютных фильмов "МОЛОДОСТЬ". Хотя, если судить по работам дебютантов, среди молодых украинских кинематографистов есть немало талантливых ребят. Однако дело, с моей точки зрения, не только в скудном финансировании, не только в том, нашли или еще не нашли они своего украинского героя (к этому вопросу мы еще вернемся), а в том, что пока не найден свой индивидуальный творческий почерк. Нет интересных новаций. Нет свежести взгляда на окружающий мир.

Высказывание же Занусси настолько емко, что его следует рассматривать по частям. Остановимся на фразе:

"На фестивалях я иногда вижу украинские фильмы, достаточно амбициозные и вроде бы следующие старым традициям. Но когда это делал Ильенко в свои хорошие времена - это было великое искусство, а когда это пытаются повторить эпигоны - это уже плохо".

Когда я услышала эту фразу, мне сразу вспомнилась "МОЛОДОСТЬ" 2003 года и фильм Олеся Санина "Мамай", претендовавший на главное призовое место. Я бы не стала слишком строго судить эту, действительно, явно амбициозную ленту. Это не было эпигонством. Но... ни удивительный, прекрасный видеоряд, ни сам интересный замысел переплести две легенды о казаке Мамае - украинскую и татарскую, не спасли зрителя от скуки и даже некоторого раздражения на невнятность излагаемых событий, а саму картину от полного неприятия ее Международным жюри фестиваля (напоминаю, в тот год Гран-при получил российский фильм Геннадия Сидорова "Старухи").

Несколько лет в конкурсном показе полнометражных фильмов картины украинских дебютантов вообще отсутствовали. Затем появилась лента Евы Нейман "У реки", не отмеченная ни новизной, ни оригинальностью и вызвавшая самую разную реакцию (от себя могу сказать, что зрительский успех при недельном показе фильма в к/т "Маски" подтвердил ее право на существование). В отличие от работы Нейман прошлогодняя абсолютно дилетантская картина весьма приличного писателя Александра Жовни "Маленькая жизнь" полностью опровергла высказывание Романа Балаяна, что "сценарист - это профессия, а режиссер - это состояние души". В принципе, до фильма Жовни с этим высказыванием я была полностью согласна. Но как режиссер Жовня оказался попросту профнепригоден.

Что же уготовил нам украинский кинематограф в нынешнем году? Как уже было сказано выше, участие в конкурсе принял фильм Владимира Лерта "Отторжение", который явно тянет на амбициозный. Эта картина, как и в свое время "Мамай", вызвала ажиотаж фестивальной публики. Народ привлекали и имена артистов, занятых в фильме: Богдана Ступки и молодого театрального актера и певца Сергея Бабкина, Александра Баширова и красавицы Агнии Дитковските. Привлекал и анонс, в котором жанр фильма обозначался как фантасмагория. Привлекала и надежда - а вдруг, наконец- то...

Ажиотаж был еще подогрет тем, что по техническим причинам фильм не смогли показать в назначенный по расписанию день, а показывали в вечерней программе, где столкнулись обладатели оплаченных билетов и зрители с бейджиками.

После показа мнения зрителей разделились. Одним фильм понравился, хотя и с некоторыми оговорками, другие его разносили в пух и прах, третьи ругали, но тоже с оговорками. То есть работа Лерта, как уже было сказано, оказалась явно неоднозначной.

Фильм распадается (именно, не делится, а распадается) на три части - первая, действительно, фантасмагорична как по содержанию, так и по апокалиптичному видеоряду. ("Отторжение" - это экранизация повести "Г" российского фантаста Андрея Саломатова). Герой просыпается в почти мертвой стране, где над головой зеленое небо, где оставшиеся в живых люди исчезают таинственным образом или раздваиваются, или... ну что пересказывать фантасмагорию... Жуть, да и только!

Вторая часть - романтическая. Во время бегства из опустевшего враждебного города герой находит свою любовь.

Любовная идиллия сменяется черно-белым существованием в психушке.

Словом, фильм - это матрешка с заложенными в нем тремя сюжетами, разнящимися по стилю и эстетике так же, как разнятся реальная жизнь с кошмарами или мечтами больного мозга.

Сыграло ли роль то, что Лерт до этой работы занимался в основном клипмейкерством, что сказалось на неудачном монтаже и неумением работать с актерским ансамблем (ансамбля в фильме, как такового, вообще нет), но ни замысловатый, претендующий на значительный и актуальный подтекст сюжет, ни актерские работы не спасли картину. Хотя определенную надежду этот голливудский пришелец внушает...

Также разочаровали и одновременно дали надежду другие ленты, вошедшие в параллельную конкурсную программу "Панорама украинского кино". В основном, фильмы "Украинской панорамы" были сняты в коротком метре. Здесь снова и снова играют роль финансовые проблемы, но я хотела бы напомнить: короткометражный фильм отличается от полнометражного, как рассказ от романа, как романс от оперы - он требует большей концентрации мысли и действия. Однако, несмотря на краткость большинства лент, зрители успевали на них заскучать.

Правда, не на всех.

Полнометражный фильм Елены Фетисовой "Не один дома", рассказывающий о жизни тяжелобольных детей разных национальностей, усыновленных украинской женщиной, скучным не назовешь. Этот фильм жюри "Панорамы украинского кино 2008-2009" отметило специальным дипломом, как и еще три ленты: "Не страшно" Катерины Науменко, "Impression" Игоря Бутырина и картину Сергея Волкова "Святилище мечтаний", посвященную крымскому альпинисту-экстремалу Юрию Лишаеву.

Вообще, большая доля картин, представленных в украинской панораме, - это документальные ленты. В частности, фильм "Кто такой Тимур?" Леси Мацько посвящен питерскому актеру, художнику, гуру современного российского искусства Тимуру Новикову. Так же, как и лента Анатолия Степаненко "Гараж Особого Назначения" (о бывшем российском автогонщике, создавшем музей старых автомобилей).

Главный приз жюри "Панорамы" отдало фильму Максима Васяновича "Мама умерла в субботу на кухне..." Эта картина о родительской любви и жертвенности. Ее сюжет разворачивается вокруг юбилейного концерта отца - дирижера симфонического концерта. В моей беседе с членом жюри "Панорамы украинского кино" кинокритиком Владимиром Войтенко были подчеркнуты чистота и замысел сюжета и так же он добавил: "Этот фильм тотально и счастливо диалогичен, в отличие от монологичности (а потому и ограниченности) преобладающего большинства современных произведений не только дебютантов, но и опытных украинских киномастеров".

Но вернемся ко второй части высказывания Занусси - о поисках национального украинского героя.

Генеральный директор дистрибьюторской компании "Арт- хаус трафик" Денис Иванов и режиссер Владимир Тихий представили на фестивале свой проект "Мудаки. Арабески". Проект сегодня представляет собой восемь короткометражек, снятых разными режиссерами (большинство принадлежит В. Тихому). Фильмы забавные, порой трагикомичные или даже трагичные. Все они построены на нестандартном поведении и характере персонажей, которые в бытовом плане вполне заслуживают эпитета, вынесенного в название фильма. Авторы, рассказывая о своем проекте (в дальнейшем должно быть отснято еще свыше тридцати короткометражек, после чего начнется отбор), утверждали, что они нащупали характер украинского героя, что украинский герой - это в хорошем смысле слова "мудак". Мне даже показалось, что фраза Занусси о необходимости найти своего героя, которую я им процитировала, их окрылила и, более того, спровоцировала на спор об этимологии вышеуказанного словца. Не стану приводить этот диспут, где фигурировали ивритские корни, как-то связанные со словом, чуть ли не "святой", наряду с изысканиями в неформальной поэзии первой половины XIX века.

Но шутки в сторону. Будущему украинского кино была посвящена конференция "Кино - открытые границы", проходившая на фестивале с участием представителя Совета Европы в Украине (на конференции присутствовал представитель Генерального секретаря СЕ в Украине г-н Аке Петерсон). Главный акцент в разговоре был направлен на совместное производство фильмов, то есть на копродукцию. Именно копродукция, по мнению многих, сегодня может вывести украинскую кинематографию на должный уровень. Основной тезис всех выступлений: "Общность проблем", и отсюда вывод: "Любой сюжет может быть снят в любой стране".

В связи с этим не могу не процитировать Сергея Юрского, который привез на фестиваль свой последний фильм "По поводу лысой певицы", поставленный им по абсурдистской пьесе Эжена Ионеско.

- У нас своя культура. И мы должны ее ценить и не навязывать всему миру (...) А мы стремимся делать искусство для всех. Надо ли? Не потеряем ли мы свой талант и собственный юмор? (...) Не раствориться бы в глобализме... Мы ведь все равно не догоним. И не надо догонять.

Так в чем же правда? Как найти оптимальное решение, как совместить национальную самобытность с нищетой и необходимостью зарабатывать деньги на прокате? Деньги, на которые можно будет развивать то же украинское кино? На это ответ даст только жизнь.

А может быть, параллели, на которых существует отечественное и зарубежное кино, должны время от времени пересекаться?

Елена КОЛТУНОВА.

На фото:
кадры из фильмов "Отторжение" и
"Мама умерла в субботу на кухне...".