Номер 45 (1191), 29.11.2013
Так получилось, что свое последнее интервью в качестве председателя Одесского областного совета шестого созыва Николай Владимирович Пундик дал... школьникам. А конкретно воспитанникам "Школы юного журналиста", которая действует при городской библиотеке имени Гайдара.
Следует отметить, что выбор собеседника в данном случае был обусловлен не столько его высоким статусом, сколько тем, что в прошлом Николай Владимирович - школьный учитель, преподаватель истории. Естественно, школьников это привлекло в первую очередь. Впрочем, интересовали их и другие темы, что видно из записи почти часового разговора.
В беседе с Н. В. Пундиком принимали участие Лиза Гайошко, Влад Мещеринов, Алина Ненько, Вероника Островская, Юля Таран и Костя Ташаков.
- Николай Владимирович, кем вы мечтали стать в детстве?
- Кем только ни мечтал! Одно время я мечтал быть врачом. Мечтал пойти по стопам родителей - они работали в пищевой промышленности. Естественно, мечтал быть актером...
Желания и мечты были стандартные; ведь как 40 лет назад, так и сейчас, дети в принципе мечтают об одном и том же... Но у моего поколения была одна такая мечта, о которой сейчас мало кто из вас думает. Это космос. Мальчишки все мечтали быть космонавтами, особенно, когда запускали очередной космический корабль. Мы знали первых 25 космонавтов по имени-отчеству, знали, кто на каком корабле летал, с кем летал, сколько времени провел в космосе... Но в конечном итоге так сложилось, что я поступил в пединститут и стал педагогом, учителем истории и обществоведения, а также методистом воспитательной работы.
- Почему вы решили стать именно историком?
- У меня были хорошие учителя, такие, как Галина Ивановна Калетник - учительница истории... И вообще мне история казалась невероятно интересным предметом. Причем я всегда увлекался не такими глобальными вещами, как история Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья или Возрождения, а меня рано начало интересовать краеведение. Мне всегда было интересно, что происходило конкретно в данном регионе, например в Одессе, в Одесской области, и это совершенно неслучайно. А потом детское увлечение исторической литературой, историческими фактами и прежде всего краеведением переросло в профессиональное занятие этим делом. В принципе, достаточно много времени этим вопросам я уделяю и сегодня.
Есть человек, с которым я дружу больше тридцати лет, - Андрей Иванович Ганжа. Его отец, Иван Фомич Ганжа, когда я учился, был деканом исторического факультета. Андрей Иванович - кандидат исторических наук, он оканчивал археологический факультет, а я окончил исторический. В прошлом году мы с ним написали и издали книгу "Буджакский излом", в которой речь идет о части территории Одесской области между устьем Дуная и Днестровским лиманом, с богатой и удивительно интересной историей.
Также стараюсь помогать двум археологическим экспедициям. Одна из них - это Овидиопольская крепость, а вторая - Ольвия, которая находится в Николаевской области. Бывал я в экспедициях на местах поселения ранних славян, Золотой Орды, в Белгороде- Днестровском... Все это на самом деле очень интересно, хотя и не так просто, как кажется со стороны. Археология - очень профессиональное занятие, на сегодняшний день у меня просто времени на это не хватает, поэтому участвую в движении как историк-любитель, краевед.
- Когда после окончания института вы пришли работать в школу, тяжело ли было входить в профессию?
- Нет, не тяжело, было очень интересно. Хотя, конечно, педагог - это очень тяжелая профессия. Здесь надо быть абсолютно честным, и тогда все получается. И я вам скажу, не кривя душой, что не было ни одного урока, к которому бы я не готовился. Причем, даже тогда, когда тема была хорошо знакома, когда уже не первый год работал в школе, тем не менее каждый год, к каждому уроку я готовился.
Я убежден, что к ученикам надо относиться с уважением, с пониманием. Я к своим ученикам всегда обращался на "вы". Были и такие, которых я, что называется, брал за руку и приводил в вузы, просил руководство: не пропустите, это очень способный человек...
Как результат: со многими из моих учеников мы дружим по сегодняшний день.
- Работая учителем, вы могли себе представить, что когда- то займетесь политикой?
- Да в школе моя политическая деятельность и началась! В 1994 году директор школы, в которой я работал, Лидия Константиновна Полипшина, баллотировалась в депутаты Киеврады. Шла по Зализнычному району, очень тяжелому, где были расположены военные училища, а еще Киевский политехнический институт. Чтобы вы понимали, это самый крупный вуз Украины по количеству студентов, их там больше 30 тысяч. Лидия Константиновна, зная, что я всегда был небезразличен к общественной и политической жизни, попросила меня быть ее доверенным лицом. И мы, трое друзей, учителей-историков, сами придумывали избирательную кампанию, провели ее и выиграли. Лидия Константиновна стала депутатом Киеврады, а мне после этого начали поступать предложения по политической линии.
- Не могли бы вы поделиться секретом карьерного роста?
- А почему вы говорите о "карьерном росте?"
- Ну как же, от простого учителя дорасти до председателя областного совета - разве это не карьера?
- Из школы я ушел в 1995 году, и, считайте, только через 15 лет был избран председателем областного совета. Так что прошел достаточно долгий и достаточно непростой путь... А назвать его "карьерным ростом"...
Знаете, в 2005 году, после так называемой "помаранчевой революции" были случаи, когда главами районных государственных администраций становились вчерашние студенты. Вот это "карьерный рост"!
У меня ничего подобного не было. Я двигался постепенно, поэтапно, пошагово...
А что касается "секрета", так новостей не открою: надо работать. Много и тяжело работать. А кроме работы, нужно еще постоянно заниматься самообразованием.
- В одном из своих интервью вы сказали, что "сегодня не существует проблем с доступом к информации. И меня выручает то, что я знаю, что искать, где искать, как искать, как читать, запоминать, как входить в тему...". Как вам это удается?
- Путем тренировки; я всегда много читал.
В том возрасте, когда возникает интерес к девочкам, в наше время были разные способы обратить на себя их внимание: кто-то играл на гитаре, кто-то модно одевался, а кто-то читал стихи... Вот я до сих пор помню стихи, выученные в школе, и читаю их внукам.
Но есть и специальные методики запоминания, вхождения в тему - опорные слова, опорные темы.
- Ваше увлечение фотографией - это занятие для души?
- Исключительно! Предпочитаю фотоохоту.
- Вы футбольный болельщик?
- Да, болею за "Черноморец", за мадридский "Реал", слежу за их матчами. Но никогда не болел за "Барселону", как бы хорошо эта команда ни играла. Несколько лет назад был на главной достопримечательности Мадрида - стадионе "Сантьяго Бернабеу", и должен сказать, что очень понравились сам стадион, его инфраструктура. Был я и на "Камп Ноу" - олимпийском стадионе в Барселоне, но он не произвел такого впечатления, как стадион "Реала".
- Николай Владимирович, у вас большой опыт общения с журналистами. Как вы считаете: каким должен быть настоящий журналист и что для этого нужно делать?
- Больше того: были моменты в жизни, когда я даже пытался зарабатывать журналистикой. И по опыту знаю, что это очень непростое и очень профессиональное занятие. Здесь нельзя быть любителем. Журналистика ни в коем случае не терпит дилетантства. Журналист все время должен заниматься самообразованием. У вас ум молодой, способный поглощать огромное количество информации. И вы сейчас эту информацию должны накапливать, накапливать. Конечно, нельзя объять необъятное, знать все - от алкалоидной химии до истории искусства. Но быть образованным человеком, знать много журналист обязан. Поэтому - учитесь!
Полосу подготовил Александр ГАЛЯС.
При подготовке
использованы материалы
пресс-службы областного совета.