Номер 45 (892), 30.11.2007
(Окончание. Начало в № № 43, 44.)
Статья о фестивале будет неполной, если не рассказать о фильмах закрытия и открытия и о ряде других событий.
На открытии был показан фильм крупнейшего голландского режиссера Йоса Стеллинга "Душка" с Сергеем Маковецким в главной роли. Фильм можно в какой-то мере считать совместным голландско-российско-украинским производством, поскольку 20% бюджета взяли на себя Россия и Украина. Значительная часть фильма снималась прошла в Киеве, в частности, во Дворце "Украина", где, как всегда, состоялись церемонии открытия и закрытия МКФ "Молодость" и где по сюжету фильма проходил некий кинофестиваль (сцены награждения на фестивале сняты с юмором и с намеком на "Молодость" и на его генерального директора Андрея Халпахчи). Картина удивительно немногословна, и при этом удивительно выразительны главные герои фильма - Жин Бервутц (Боб), Сергей Маковецкий (Душка) и молодая актриса Сильвия Хукс. Фильм трогательный и глубокий. Правда, вызывает некоторое недоумение этакая русско-украинская мешанина: русская шапка-треух и русская народная песня "Что стоишь, качаясь, тонкая рябина" оказываются вписанными в украинский антураж. В фильме в небольшой, но заметной роли снялась Руслана Пысанка. С середины ноября картина выходит на широкий экран, так что вы сможете судить о ней сами. Кстати, многие из фильмов, показанных на фестивале, одесситы смогут увидеть в прокате или, в крайнем случае, лучшие из них будут показаны в к/т "Маски".
Что касается уже упомянутой "русско-украинской мешанины", то те зарубежные картины, в которых фигурируют наши люди (а таких на фестивале было несколько), подчас просто приводят в недоумение. В конкурсном французском фильме "Конокрады", действие которого происходит "в одной восточной стране в 1949 г.", ДНЕПРОВСКИЕ (?!) казаки ходят в синих с красными лампасами штанах казачьего регулярного войска и с рысьими (с мордой зверя) шкурами на головах. Не лучше знают и понимают Украину и Россию канадские режиссеры (хотя в Канаде исконно большая украинская диаспора). Речь о внеконкурсных лентах "Выверты воображения" и "Порок на экспорт".
Зато известный российский режиссер Владимир Хотиненко решил представить зрителям подлинную русскую историю периода смутных времен Лжедмитриев и единения русского народа для борьбы с поляками. Его фильм "1612" стал фильмом закрытия МКФ "Молодость". Сейчас по российским каналам в связи с введением нового российского праздника Народного единства много говорят о фильме Хотиненко. Но поверьте, лишь считанные зрители досмотрели до конца эту ленту. Меня хруст черепов и обилие кровищи выпроводили из зала минут через 15- 20, затем в фойе из зала стали подтягиваться остальные зрители. Фильм растянут, скучен, настолько тошнотворно неэстетичен, что может убить любые патриотические чувства.
Как всегда, на МКФ "Молодость" работали мастер-классы, шли ретроспективы фильмов. В частности, ретроспектива фильмов, поставленных по сценариям Григория Колтунова, посвященная его столетию. Демонстрировалась большая панорама украинского кино. Прошел фестиваль фестивальных фильмов... Отмечался юбилей Ады Роговцевой с демонстрацией посвященной ей картины и юбилей композитора Юрия Храпачёва, автора музыки ко многим фильмам, в частности, ко всем фильмам Балаяна. Шла также ретроспектива фильмов А. Сокурова. После фильма "Александра" знаменитый режиссер дал пресс- конференцию.
Из внеконкурсной программы самое большое удовольствие всем доставил новый фильм Эмира Кустурицы "Завет", в котором режиссер, отойдя от любимого им жанра трагикомедии, решил просто повеселить зрителей и с огромной изобретательностью достиг в этом успеха. А самое сильное впечатление оставила внеконкурсная картина "Свадьба Туи" китайского режиссера Канан Ванга с замечательной актрисой Нан Ю. ("Золотой медведь" и приз экуменического жюри на Берлинском кинофестивале).
Вот такой была прошедшая "Молодость"-37.
Приложение к статье "Лед тронулся" под названием "Приколы и проколы фестиваля "Молодость" читайте в следующем номере "Порто-франко" на 16-й странице.
Елена КОЛТУНОВА.
На фото: кадр из фильма "Душка".