Номер 40 (1529), 3.12.2020
Публикуя обзор, подготовленный общественной организацией "Iнститут розвитку мiст", мы предлагаем нашим читателям, а также представителям официальных органов власти, педагогам, экспертам и просто читателям принять участие в обсуждении безусловно важной для Одессы проблемы.
В чем проблема
Среди областных центров Украины Одесса занимает шестое место с конца по среднему баллу ВНО-2020. Особенно значительным оказалось отставание в точных науках, в первую очередь, физике и математике. В перспективе это способно привести к уменьшению инновационного потенциала города, также помешать в развитии ряда отраслей промышленности. Уже сейчас Одесса уступает по количеству программистов на душу населения ведущим IT-центрам Украины. Не в последнюю очередь — из-за нехватки "мозгов" соответствующей специализации. Такое отставание является следствием многочисленных препятствий в раскрытии человеческого потенциала города.
Исследователи рассмотрели средний балл ВНО 10 % лучших и 10 % худших школ в Одессе, Харькове и Киеве, а также величину разрыва между ними: по 16, 23 и 16 учреждений соответственно. Количество учащихся в расчет не брали, ибо интересовали не общие статистические показатели, а распределение конкретных заведений по качеству образования.
10 % лучших заведений подбирались исключительно по баллам ВНО независимо от формата (гимназия, лицей, частная школа и т. д.). 10 % худших добирались среди средних школ лицеев широкого профиля, тогда как узкоспециализированные учреждения, ПТУ, интернаты и вечерние школы во внимание не принимались — целью было исследовать именно систему "универсального" образования.
Что показали цифры
Ученики 10 % лучших школ Львова в среднем набрали по ВНО 170 баллов, Харькова — 167, Одессы — 165. Показатели почти не отличаются, впрочем, при конкуренции среди лучших имеет значение каждый балл.
К примеру, в 2020 году в Одессе было всего 9 выпускников, сдавших один из предметов на 200 баллов, в Харькове — 31, во Львове — 34. В рейтинг 200 лучших школ Украины попали 7 школ Одессы, 12 школ Львова и 15 — Харькова. Таким образом, на каждую 1000 выпускников школ Одесса дала гораздо меньше "суперабитуриентов," чем другие успешные по национальным меркам города.
Если же рассматривать слабое звено школ, то наше отставание стало поистине драматичным. Ученики 10 % проблемных школ Львова сдали ВНО в среднем на 132 балла (для сравнения: средний балл по одесским школам общего профиля составляет 134). У худших школ Харькова показатель составляет 114 баллов (от 100 до 121 — в зависимости от школы); в Одессе имеем лишь 97 баллов (от 51 до 115).
Для полноты картины рассмотрим "худшие из худших" по успеваемости средние школы и УВК других облцентров, занимающих последние места в Украине за баллам ВНО; то есть, там ситуация в целом хуже, чем в Одессе.
Так вот, в Запорожье ученики пяти наиболее проблемных школ набрали от 93 до 105 баллов, трех школ Николаева — 91–105, Херсона — 79–109, Черновцов — 94–108.
Таких общеобразовательных школ, как одесские № 41 и № 120, где около половины учеников вообще не смогли сдать ВНО, в рассмотренных городах попросту нет. Последний пункт сравнения — разрыв в успеваемости между 10 % лучших и худших школ. Во Львове он составляет 1,29, в Харькове — 1,46, в Одессе — 1,7.
Как влияет местонахождение
На примере Одессы и Львова аналитики проанализировали географию расположения наиболее проблемных школ.
Во Львове из 16 школ с наименьшим средним баллом ВНО шесть расположены в депрессивном Шевченковском районе, где наименьший уровень благоустройства, дешевое жилье и бедное население. Подобная картина, хотя и в меньшей степени, наблюдается на Левандовке и Кульпаркове. Правда, проблемные школы есть и в центре (Лычаков, район ж/д вокзала), крупнейшем спальном районе Сихов, пригородах (Брюховичи, Винники). Но при этом, кроме маленьких Брюховичей, все названные районы имеют альтернативу в виде более успешных школ. Вообще разница между "хорошими" и "плохими" школами во Львове не является критической, а географически "плохие" заведения расположены более или менее дисперсно.
В Одессе же значительная часть проблемных школ располагается в относительно изолированных районах — или с низкой плотностью населения, или отделенных от остальных промышленными зонами. Это район Жеваховой горы, Дальние Мельницы, Пересыпь, Кривая Балка, Вторая Застава. Остальные школы отчетливо сконцентрированы на Черемушках, в окрестностях центра города и на Молдаванке. И тут, кроме центра города, все названные районы выделяются относительно низким уровнем благоустройства, более дешевой недвижимостью, более бедным населением. В центре и в меньшей степени на Черемушках произошла сепарация школ — одни заведения аккумулируют лучших учителей, учеников и другую ресурсную базу, другие — наоборот.
В целом география проблемных школ Одессы менее дисперсная по сравнению со Львовом. Треть таких заведений является для жителей соответствующих микрорайонов безальтернативными. И, учитывая критический разрыв между школами в качестве обучения (1,7), выходит, что, выбирая район (например, из-за более дешевого жилья), родители в значительной степени выбирают для своих детей и уровень образования, и сценарии жизненного пути, которые, мягко говоря, не способствуют успешной карьере.
В некоторых районах вообще происходит исключительно негативная школьная сепарация от остального города. Опасный социальный разрыв углубляется разрывом географическим. Насколько проблемные школы способствуют деградации местного сообщества, а каково уже следствие этого процесса — вопрос риторический. Данные по ВНО позволяют констатировать, что такой глубокой геттоизации, как в Одессе, не происходит ни в одном из других крупных городов Украины. И это исключительно негативно для всей системы города. Ведь когда уровень образования/обучения/ мотивации в школе настолько низок, что четверть или половина детей не могут сдать ВНО, то такая школа может дать обществу не столько "синих воротничков" и работников сферы услуг, сколько слабо подготовленных к общественной и экономической жизни сограждан.
Что делать?
Как минимум, можно посоветовать исполкому горсовета сформировать КPI (ключевые показатели эффективности), в которых, в частности, обязать руководителя Департамента образования обеспечить ежегодный рост баллов ВНО в проблемных школах и, в перспективе, их вывод на средний балл 100 и более.
Как максимум, следует разработать комплексную программу развития изолированных микрорайонов с проблемной инфраструктурой и социальным окружением. Так, чтобы они нашли свое место в нашей общей Одессе.
Перевод с украинского и подготовка к публикации — Андрей РАЙКОВ.