Номер 38 (681), 03.10.2003

ДЖАЗ – ЭТО СВОБОДНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

(Окончание. Начало в № 37.)

Продолжая тему импровизации, отметим, что импровизационность наблюдалась и в самой программе. Так, в первый вечер неожиданно на сцене оказался пианист Сергей Терентьев. Его появление было не просто сюрпризом, а подарком публике, хорошо энающей и любящей этого прекрасного музыканта.

Кроме того, его появление было неплохим "мостиком", переброшенным между двумя отделениями, в первом из которых выступал биг-бенд Лундстрема под управление Гараняна, а во втором – Ростовский диксиленд Дикси-Френч.

Безусловно, Дикси-Френч – это отличный коллектив. Их сыгранность, их "чувство локтя" позволяют ансамблю коллективно импровизировать, что, собственно, и является сутью диксиленда. Их музыка зажигает и веселит, приехавшая с ними певица Юлия с первого же номера сумела обаять слушателей. Но выступления диксиленда требуют демократичности. Их подмостки – это улицы и площади, а не строгие залы. Дело не в снобизме пишущего, а в общедоступности, общенародности, карнавальности, фестивальности, праздничности диксилендов как таковых.

Что же касается оркестра Лундстрема, – то это коллектив "в галстуках" (не помню, были ли на музыкантах галстуки как таковые, но их строгие белые костюмы отличались от хипповых прикидов остальных участников фестиваля).

У Биг-бенда свои традиции, заложенные 69 лет назад. Возможно, изначально Олегу Лундстрему, когда он впервые в Харбине услышал Дюка Эллингтона и заболел джазом, захотелось создать именно такой оркестр, похожий на белопиджачный бенд Глена Миллера, играющий блюзы и "Серенады Солнечной долины". И Георгий Гаранян, родившийся в один год с лундстремовским биг-бендом и отдавший ему 45 лет, остался верен традициям, заложенным маэстро. Новая музыка и джазовые стандарты. Сольные номера (а в оркестре Лундстрема каждый музыкант – это солист, при этом имеющий звание заслуженного) и оркестровые произведения. Концерт пианиста М. Окуня и знаменитый "Караван" Дюка Эллингтона (музыкой Эллингтона бенд начал и закончил свое 2-часовое выступление). А еще любителей джаза ждали два сюрприза. Первый – это то, что выступление оркестра Лундстрема вел и комментировал Святослав Бэлза. Второй, необычный – приехавший с оркестром замечательный виолончелист Борис Андрианов исполнил в сопровождении оркестра джазовый концерт Ф. Гульда для виолончели и оркестра. Мне не удалось выяснить, за что биг-бенд Лундстрема попал в книгу рекордов Гиннесса – скорее всего, за долголетие, но думаю, что это справедливо. Впечатление бенд произвел незабываемое.

Такое же незабываемое впечатление оставили еще 2 коллектива – квартет "Мы из Джаза" Анатолия Кролла и ансамбль из Беларуси "Камерата".

Нестареющий Кролл показал себя не только как руководитель коллектива, дирижер и композитор, но и как блестящий пианист, не утративший ни исполнительской техники, ни свежего музыкального мышления. Прекрасно подобранная программа завершилась вызвавшей бурю аплодисментов "Испанской хотой".

С вокальным ансамблем "Камерата" одесситы уже знакомы. Фольклорные произведения в необычной обработке, органичной исполнительской манере ансамбля, популярные джазовые стандарты, в том числе знаменитый "Истамбул" и более свежий, но не менее популярный номер "Let's my people go" не могли не вызвать овации. Интересной получилась перекличка двух номеров: "Весна", скажем так, по-белорусски, вобравшая в себя все звуки пробуждающейся природы и клекот журавлиных стай, и штраусовский вальс "Сказки Венского леса". Думается, что о других карнавальных мероприятиях рассказывать не надо. Увидеть джазовый трамвай, посмотреть парад оркестров, постоять у памятника Утесову, от которого стартовал "Привоз-джаз", обогнать его и побывать в момент акции на "Привозе" – смогли многие. Скажу лишь о концерте на Театральной площади, завершившей праздник (хотя устроители джазового фестиваля считают, что праздник должен длиться весь год).

В концерте приняли участие некоторые коллективы, которые выступали на сцене Украинского театра: "Дикси-Френч", Лора-Гехнер-бенд, "Камерата" и др. К ним присоединились наиболее талантливые одесские музыканты: биг-бенд п/у Н. Голощапова, Татьяна Боева и квартет "Плейбоева", замечательный квартет из г. Южного с участием гитариста В. Терлецкого "Рома и компания", самая юная участница фестиваля Наташа Оцабрик и, конечно, Юрий Кузнецов.

В целом можно считать, что фестиваль удался. И уже набирает популярность. Первые ласточки популярности – предполагаемый приезд в Одессу 2 ноября джаза из Америки и намечаемые гастроли польских джазистов.

Елена КОЛТУНОВА.