Номер 30 (1127), 17.08.2012

Вера ТАРИВЕРДИЕВА:
"Хочется хорошим делиться с людьми"

Должен признаться, что из всех многочисленных гостей кинофестиваля по-настоящему меня интересовал только один человек. А именно: Вера Таривердиева - вдова выдающегося композитора Микаэла Таривердиева.

Даже не помню, когда началось мое увлечение творчеством этого Мастера. Скорее всего, с песен: "Маленький принц", "Ты не печалься"... Окончательно же полюбил Таривердиева после "Короля- оленя"; в какой-то мере еще и потому, что на музыке из этой прелестной картины было построено приветствие нашей команды КВН Одесского института народного хозяйства в столь счастливом для нас финальном поединке сезона 1971-72 гг. (Вере Таривердиевой этот факт оказался неизвестен, но заметно ее порадовал).

Где-то в начале 1980-х довелось побывать на встрече с композитором в нашем Доме актера. (Почему-то больше всего запомнилась его характеристика А. Пугачевой: "Талант, даже совсем необразованный, предполагает инстинктивное понимание меры. Пугачева, будучи гигантски одаренной, меры совершенно не знает".) Известие о смерти М. Таривердиева встретил с печалью; таких композиторов больше не будет никогда - это уже точно. А сейчас с радостным удивлением слежу за тем, как много делает его вдова, чтобы творчество ее мужа не покрылось архивной плесенью.

Таких примеров, прямо скажем, не так уж много. И первое сравнение, которое приходит на ум: Елена Сергеевна Булгакова, которая после смерти писателя поклялась, что издаст все его сочинения, и добилась максимума из возможного в то время. Об этом я сказал Вере Гориславовне в самом начале нашего разговора...

- Сколько угодно примеров того, как после смерти знаменитого человека его ближайшие родственники не только не думают о том, как сохранить о нем память, а начинают дележку имущества, поливают грязью друг друга и т. п. и, к великому сожалению, совсем немного тех, кто следует по пути Е. С. Булгаковой - вроде вас. Я понимаю, что в основе того, что вы делаете, лежит любовь, но такой ответ, наверное, был бы слишком простым. Так что же все-таки заставляет вас вкладывать столько сил, чтобы память о Микаэле Леоновиче Таривердиеве сохранялась, а не ушла в некое виртуальное пространство?

- Конечно, мне чрезвычайно лестно такое сравнение, оно меня тронуло до глубины души. Тем более что роман "Мастер и Маргарита" - это наш любимый роман, и, мне кажется, Микаэл Леонович много раз его читал, не раз возвращался к этому роману. У нас есть издание начала 1970-х, так оно зачитано, я бы даже сказала, что на этой книге сохранились следы от слёз...

А движет мною просто понимание того, что есть Микаэл Леонович. Я это очень остро чувствую и не могу с этим жить одна, хочу таким пониманием поделиться с людьми. Я вспоминаю: когда мне было тринадцать лет, родителям позвонили и сказали, что сегодня мы Веру можем отправить в "Артек". Естественно, родители начали меня быстро собирать, а я тем временем пошла поделиться этой новостью со своими друзьями. И в итоге опоздала на поезд...

Понимаете, у меня такая черта характера: хочется хорошим делиться с людьми. Это мною движет. Ну и любовь, конечно, так как я её сама понимаю и чувствую. А больше ничего; просто я не могу жить по-другому, для меня нет другой жизни, для меня жизнь без этого просто пуста. А так она наполненная, она счастливая, она осмысленная. Мне Микаэл Леонович подарил не только любовь, но и смысл жизни, а для человека это очень важно.

- Вы сказали, что хотите делиться, рассказывать о том, кем является Микаэл Леонович Таривердиев. Вы общаетесь со многими людьми, как они его воспринимают сегодня?

- Люди, с которыми я общаюсь, это те, кто приходит в концертный зал, слушает его музыку, задает мне вопросы. Значит, он им интересен, и мне очень приятно, что есть такой интерес. Особенно радует, когда вдруг откуда-то появляются совсем молодые люди со своим представлением о том, кто такой Микаэл Леонович. Когда молодые люди начинают им интересоваться, то они точнее его воспринимают; ведь он для них лишён контекста времени, своих связей, своих каких-то ассоциаций, которые бывают иногда случайными, они воспринимают его больше по существу.

Знаете, ведь коллеги его поколения воспринимали Микаэла Леоновича немного ревностно, все время пытались задвинуть его в нишу кинокомпозитора. Тогда, когда можно было писать симфонии и исполнять их на московской "Осени" или концертах съездов Союза композиторов, Микаэл Леонович, чьи произведения никогда там не звучали, в самом деле мог восприниматься как человек другой сферы деятельности. Но сегодня у исполнителей - свободный выбор. И когда звучит его органная музыка или симфония, то и все творчество начинает восприниматься полноценно, объемно. Он ведь потрясающ тем, что в отличие от многих музыка для него не делилась на части, а была одним большим миром. Тем миром, в котором Бах, Моцарт, Верди, Вагнер работали в актуальных жанрах своих эпох. Так и Микаэл Леонович работал в тех жанрах, которые были актуальны для его эпохи. У него нет противоречий в творчестве, нет неестественного разделения на жанры. Если взять песню "Маленький принц" - такую, казалось бы, простую, и сравнить с произведениями последнего периода жизни - глубоко интимными, мистическими и очень сложными по языку, то все равно не найдете в них внутреннего противоречия. Они все равно - о главном...

- Но, согласитесь, что для большинства людей Таривердиев существует благодаря "Иронии судьбы"...

- Конечно, ведь большинство людей, к сожалению, не ходят в концертные залы. Но Микаэл Леонович приводил людей в концертные залы и приводит сегодня, потому что видят его фамилию на афишах и идут на концерт. А там вдруг слышат совершенно другую музыку. Меня поражает, как самые простые люди, которые пришли на "Иронию судьбы" слушают концерт для альта и струнных и как они благодарны за то, что соприкоснулись с другим видением музыки.

Подготовил
Александр ГАЛЯС.