Номер 29 (1373), 11.08.2017
Семинар, который провела недавно в Одессе общественная организация "Институт политической информации", касался в первую очередь журналистов. Он и назывался так "Что нужно знать журналисту о реформе децентрализации в Украине".
Но не только для себя знакомились мы с опытом, которым делилась эксперт Института Ольга Омельчук, бывший городской голова Нетишина. А для того, чтобы наши читатели имели лучшее представление о практике процесса, который, без преувеличения, является одним из таких, который на годы (а то и десятилетия) вперед определяет будущее нашего государства.
Мы задали Ольге Омельчук вопрос, почему раньше городу выполнять бюджет было невыгодно.
- Да очень просто. Чем лучше показатели этого года, тем больше вероятность того, что на следующий год центр урежет финансирование.
Это похоже на распространенную в советские времена практику планирования "от достигнутого". Тогда, если предприятие произвело за год, скажем, 1000 станков, то в будущем году ему устанавливали задание 1005 или 1010. С городским или районным бюджетом нынешняя система практически такая же: чем больше заработал, тем меньше получишь ресурсов из "центра". Вот почему успешные руководители-практики так ратуют за децентрализацию, ибо теперь заработанные средства большей частью остаются в бюджете громады, у которой к тому же появилось намного больше прав в их распределении.
- Надо понимать, что основу местного бюджета составляют налоги и сборы, которые уплачиваются на территории данной громады, а также средства, которые выделяет государство, - поясняет Ольга Омельчук. - В любом случае размер средств ограничен, и следует очень аккуратно подходить к их распределению.
- Формируя расходную часть бюджета, - поясняет эксперт, - следует исходить из программы социально-экономического развития громады. Такие программы не везде есть, а те, что есть, приходится регулярно корректировать. Тут многое следует учитывать. Очень важно провести общественные слушания бюджета. К сожалению, наш народ в массе своей пока еще не привык к такой форме гражданской активности. Многие наши сограждане полагают, что знакомиться с бюджетом своего города или села - бесполезно: "для этого существуют депутаты и чиновники".
Опасное заблуждение!
Ибо, пользуясь равнодушием жителей, чиновникам легче провернуть махинации с "откатами" - через своих подрядчиков и субподрядчиков.
- Эта схема может быть разрушена только тогда, когда грамотно станут проводить экспертизу использования средств,- считает О. Омельчук. - И заниматься этим должны не чиновники, а независимые эксперты или частные компании. Сегодня монополия на экспертизу у государства. А эксперта-монополиста легче подкупить. Так и разворовываются бюджетные средства.
Пока существует монополия на такие экспертизы, ситуация остается без конкуренции, и в этой сфере невозможно что-то исправить. Поэтому нужно ввести реальную ответственность за нарушение закона, за ложные экспертизы и т. п.
- Если бы во всех областях задержали по нескольку нарушителей, это имело бы резонанс. Чиновники поняли бы, что они несут ответственность, одинаковую для всех, - говорит эксперт. - Важно побороть схему коррупционных связей, когда обычно выбирают своего подрядчика исходя из родственных или дружеских связей. А для этого надо менять ментальность наших людей, которые соглашаются на нарушение закона. Нужна революция ментальности, которая поможет изменить ситуацию. Конечно, все не так быстро делается, как хотелось. Но в нынешних условиях главное - это начать.
Сейчас при формировании бюджета используется программно-целевой метод. Это значит, что для обоснования затрат следует четко указать, какие результаты будут получены в итоге. И тут возрастает значение общественных обсуждений, позиции каждого члена громады.
Например, школа нуждается в ремонте. Это ясно дирекции, педагогам, ученикам, родителям. Но у громады есть и другие проблемы, не менее значимые с социальной точки зрения. Вот тут-то заинтересованные лица должны проявить активность, собраться, обсудить проблему, выработать позицию, как следует убедить депутатов, чтобы те проголосовали за выделение средств для ремонта... То есть, сделать членов громады более активными.
Также Ольга Омельчук объяснила, какие выгоды получают села в процессе создания объединенных территориальных громад.
Если село отказалось объединяться, то не получит должного финансирования. А при объединении статус громады повышается, значительная часть заработанного пополняет местный бюджет. Поэтому главная мотивация к объединению - финансовый ресурс.
Алена ИЩУК.