Номер 28 (671), 25.07.2003

"12 СТУЛЬЕВ" НА НЕМЕЦКИЙ ЛАД

На Одесской киностудии завершились съемки новой версии романа Ильфа и Петрова.

В общей сложности два с половиной месяца в Одессе провела съемочная группа немецких кинематографистов, поставивших перед собой задачу создать новую экранизацию романа "12 стульев". Впрочем, скорей всего экранизацией в привычном виде будущую картину назвать сложно. Судя по всему, это будет авторский взгляд режиссера на известный роман Ильфа и Петрова, и в частности, на Одессу как таковую.

В последнюю неделю июня режиссер фильма Ульрике Оттингер вместе со своими немецкими коллегами уже покинула Одесскую киностудию и вернулась в Берлин, где и продолжится монтаж, изготовление субтитров и печать кинокопии. По режиссерской задумке текст литературного первоисточника будет в фильме звучать на языке оригинала, то есть на русском, а в его понимании западному зрителю призваны помочь субтитры.

Съемки проходили в достаточно необычных условиях и, как уверяют в съемочной группе, были сплошной импровизацией. Подготовительный период составил всего неделю. Сценария и особых тщательных репетиций как таковых также не было. При этом в фильме снималось большое количество эпизодников и массовки: около двух сотен человек (все – исключительно одесские актеры и исполнители). И это не считая того, что часть сцен была отснята прямо на улицах в толпе жителей, которые становились не только свидетелями, но и ... невольными участниками снимаемых сцен. К примеру, эпизод, в котором Ипполит Матвеевич и отец Федор дерутся за стул, снимался на Соборке в известном месте сбора одесских шахматистов. Для сцены "убийства" Остапа Бендера был выбран торговый контейнер на "7-м километре", посреди снующих продавцов и покупателей. Таким образом, хотя режиссер и придерживалась сюжета романа, в фильме хаотично смешались все стили и времена. При уличных съемках в кадр попадали морские катера, иномарки и современные уличные кафе. При работе в интерьере среди реквизита присутствовали телевизоры, холодильники, предметы бытовой техники... Не говоря уже о пестрых и карикатурных костюмах, которые были изготовлены для исполнителей главных ролей. Не случайно и в роли Остапа Бендера был утвержден фронтмен комик-труппы "Маски" Георгий Делиев. Впрочем, как уверяли немецкие кинематографисты, при отборе исполнителя на главную роль они остановились на кандидатуре Делиева еще не зная, кто он такой, и лишь при съемках увидели масштабы его популярности.

Кроме съемок в Одессе работа над фильмом также проходила в Николаеве, Бахчисарае, Феодосии, Судакской крепости, селе Вилково. Однако именно Одесса, причем не только "мифическая", но и современная, стала тем фоном, который и был положен в основу будущего фильма. Съемки осуществлялись в старых одесских двориках, на Новом рынке и Привозе, в обшарпанных стенах ждущей капремонта гостиницы "Большая Московская", среди трущоб Сахарного поселка. Если рядом случайно оказывался бомж или пьяница, или же пасущиеся где-то на задворках города козы, – все это тут же фиксировалось на пленку. Одна из мизансцен и вовсе снималась на мусорной свалке, где, по режиссерскому видению, заветный стул стоял посреди необъятной панорамы мусора, а вокруг него кружили вороны. Не обошлось и без Потемкинской лестницы: в одном из планов на ее ступени падает громадная тень Остапа Бендера. А последняя сцена фильма снималась в Воронцовском дворце с участием абсолютно всех эпизодников. По режиссерской задумке в финале картины перед Великим Комбинатором вихрем пронесутся все персонажи, которые появятся на киноэкране в течение фильма...

Как рассказали в одесской части киногруппы, сама Ульрике Оттингер (которая, кстати, была режиссером, сценаристом, оператором и продюсером своей картины), по ее же словам, специально не смотрела предыдущие экранизации "12 стульев", чтобы не нарушить своего видения романа Ильфа и Петрова. Каким же выйдет в итоге конечный результат, пока смутно представляют даже те, кто работал в съемочной группе. Ответ на этот вопрос, скорей всего, даст только тот момент, когда немецкая киноверсия "12 стульев" будет показана. Хотя все права на фильм полностью принадлежат немецкой стороне – собственной кинопроизводящей студии режиссера Ульрике Оттингер. Пемьеру картины все же было обещано провести именно в Одессе, по предварительным срокам – ближе к зиме.

Олег МЕЛЬНИЧУК.