Номер 27 (670), 18.07.2003

ОТДЕЛКА НИЖНЕГО ХРАМА ДОЛЖНА БЫТЬ НА ВЫСОТЕ

Восстановление Спасо-Преображенского кафедрального собора подошло к новому трудному этапу. Предстоит решить, каким будет убранство нижнего храма. С верхним храмом все было проще (хотя во многом и сложнее). Его убранство должно было воссоздать убранство того, варварски разрушенного в 30-е годы. Реконструировать всегда трудно, нужно знать досконально подлинный образ, подобрать нужные материалы и краски (с учетом шагнувших вперед технологий), не погрешить в пропорциях.

Да, технических трудностей немало. Но зато ясна задача. Есть прообраз. С нижним храмом дело обстоит иначе, поскольку нижнего храма в разрушенном соборе попросту не было. Но по канонам в кафедральном соборе нижний храм должен быть. Тем более, что разросшийся за почти 70 лет город, увеличивающееся, несмотря на годы антирелигиозной пропаганды, число верующих требуют большего объема помещений. Но что взять за прообраз, на что равняться? Решено было в выборе отделки и украшения нижнего храма использовать тридиционные мотивы православной церкви, сделать все по классическим образцам.

Как пример, достойный подражания, были взяты Киево-Печерская лавра, Исакиевский собор в Петербурге, Верхне-Михайловская церковь в Москве и восстановленный Храм Христа Спасителя.

Но и технических трудностей хватает. Металлические конструкции нужно защитить от коррозии, нужно не допустить замокания штукатурки (как получилось в Храме Христа Спасителя и без чего не обошлось в Исаакиевском соборе), где постарадала живопись Васнецова). Одно из решений задачи – это введение воздушных прослоек, второе – использование водостойкого кнауфа.

Еще одна проблема – это визуальное увеличение высоты нижнего храма, где при достаточно большой площади (его вместимость расчитана на 2 тысячи человек, а фактически могут поместиться и 4 тысячи) потолок кажется низким. Визуального эффекта намечено добиться с помощью нанесения на окрашенный в голубые небесные тона потолок и на поверхность пола сеток (решеток). Такой рисунок углубляет, зрительно увеличивает "глубину резкости". Возникает ощущение отдаления потолка (или пола под ногами).

Иконостас решено сделать следующим образом: каркас из фанеры, на который будет послойно наноситься рисунок в сочетании с гипсовым декором. Тона в основном белые и золото.

Проемы в стенах (предусмотренные для кондиционирования (отопление нижнего храма – воздушное) должны быть забраны решетками цвета золота. По всему периметру над проемами будут написаны лики канонизированных святых.

Колонны наподобие колонн Исакиевского собора должны быть покрыты воспроизводящей малахитовый слой штукатуркой (особая технология) и орнаментированы традиционным для православных храмов орнаментом.

По большому счету красота нижнего храма, качество его убранства будут зависеть не только от того, какие отделочники выиграют конкурс, но и от денег, что удастся собрать на это святое дело.

Может быть, стоит прислушаться к предложениям станковистов Одесского отделения Союза художников, предлагающих не пренебрегать их талантами.

Елена КОЛТУНОВА.


Черноморским православным фондом проводится публичное обсуждение проекта интерьера нижнего храма Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Экспозиция, в которой представлен проект интерьера, будет открыта 3 недели, с 12 июля по 2 августа, в колокольне собора на Соборной площади.

Одесситы смогут высказать свои мнения и пожелания в специальной книге отзывов, а также по вторникам и четвергам, с 17.00 до 18.00, встретиться с авторами проекта.