Номер 19 (1116), 25.05.2012
Первый выпуск проекта "Гражданин поэт" появился на телеканале "Дождь" в конце февраля 2011 года. 5 марта 2012 года, на следующий день после выборов Президента Российской Федерации, авторы постановили считать его завершённым и - согласно новомодней манере - устроили "чёс" по городам и весям необъятной Российской Федерации с заходом в сопредельные страны. Добрались они и до нашего города, представив в Театре музкомедии остроумное и веселое зрелище в возрождающемся жанре политической сатиры.
Для справки. "Гражданин поэт" - проект продюсера Андрея Васильева, в котором артист Михаил Ефремов читает стихи на злобу дня, написанные Дмитрием Быковым на манер известных писателей и поэтов. На конец февраля 2012 года общее количество просмотров роликов проекта только лишь на портале YouTubе превысило 13 миллионов.
На сцене Музкомедии подтвердилась старая истина, что никакое телевидение или интернет не заменят живых мастеров, если это действительно мастера. А все трое главных участников проекта, безусловно, мастера. И в первую очередь это, разумеется, Дмитрий Быков, который не устает поражать размахом своего дарования, перемежая богатые смыслом исследования о Пастернаке и Окуджаве в серии ЖЗЛ, с романами, лирическими стихами и сатирическими зарисовками на актуальные политические темы. (Я бы вообще взял на себя смелость заявить, что в российской литературе, а шире - и в культуре - появился настоящий гений.) Михаил Ефремов, удивительно похожий на своего отца, в данном проекте продемонстрировал, что он не только отличный характерный актер, но ему не чужда и гражданственность, в высокой мере свойственная его знаменитому родителю. Андрей же Васильев замечательно придумал форму проекта и вел концерт, тактично оттеняя своих блистательных коллег.
Рецензировать концерт - занятие абсолютно безнадежное, ибо невозможно передать словами то, что называется атмосферой, и что, собственно говоря, "делает погоду" в сценическом искусстве. Тем более что сам проект дает повод рассуждать о нем как о явлении, выходящем за рамки телевидения или эстрады. Автор московского журнала "Октябрь" А. Башкатова верно подметила, что "Гражданин поэт" нащупал "новые формы существования гражданской поэзии, соединив традиционное с новаторским, коммерческое с зовом души, карнавал и непринужденную игру с позицией "не могу молчать", а потом и - "не могу бездействовать". А его авторам "удалось связать воедино журналистику, публицистику, поэзию и сценическое искусство и получить действительно особый, синкретичный жанр...".
Этому жанру трудно подобрать определение более точное, чем это сделал А. Васильев, назвав "ньюзиклом" ("мюзикл" плюс "news" - "новость". Среди главных черт данного жанра - роднящая с журналистикой оперативность отклика на т. н. информационный повод, т. е. главную новость определенного периода.
Вторая особенность - визуализация стихотворных откликов. Михаил Ефремов не просто читает стихи, но и как бы надевает на себя маску того автора, в стиле которого в данном случае пишет Д. Быков. Этот прием, кстати, как точно подмечено в том же "Октябре", позволяет авторам "хотя бы частично перераспределить ответственность" за сказанное, переложить ее на поэта- классика". Д. Васильев говорит со сцены, что, когда однажды мать М. Ефремова, известная актриса Алла Покровская, спросила его: "Андрюша, а Мишу не посадят?" - то он ответил: "Алла Борисовна, ну кто же его посадит? Он же Лермонтов. Он же мужик в пиджаке".
Но, конечно, "ньюзикл" не мог бы существовать без такого уникального явления, как Д. Быков, который в данном случае вживается в образ того или иного автора, сохраняя его интонацию, но умудряясь при этом придать классическому произведению абсолютно современное звучание.
Но вот что самое удивительное. В принципе, проект рассчитан на людей в достаточной степени образованных, знающих не только Есенина или Маяковского, но и Гумилева, Вертинского, Твардовского, Киплинга, имеющих представление, чем каждый из этих авторов отличается от других. Круг таких людей не кажется нынче особенно широким, но тем не менее проект имеет ошеломляющий успех, в том числе и коммерческий. Чего не скрывает сам продюсер, иронически благодаря российские власти за то, что "они давали нам массу поводов, чтобы хорошо заработать".
Стоит, правда, отметить, что успех проекта "Гражданин поэт" - сродни успеху Театра на Таганке советских времен, оппозиции, "милостливо дозволенной" властями. Хотя не стоит при этом недооценивать гражданскую позицию Дмитрия Быкова. Но, если отвлечься от политической направленности проекта, то следует признать, что как сценическое зрелище - это совершенно замечательное явление, в известной мере возрождающее стадионный интерес к поэзии 1960-х годов. А то, что роль стадиона сейчас играет интернет, так ведь каждая эпоха имеет свои особенности. И только талант - понятие вневременное.
Александр ГАЛЯС.