Номер 19 (412), 14.05.2004
Вопрос о так называемой реформе жилищно-коммунального хозяйства обсуждается уже не первый год. Но сейчас он перешел в практическую плоскость. Сторонники той системы реформы, которая предложена городской властью, настаивают на том, что дальше нельзя медлить и без повышения тарифов ЖКХ просто рухнет. Противники критикуют власть направо и налево, но конкретного выхода тоже не предлагают. Между тем, ни первые, ни вторые не говорят о том, что опыт внедрения схожей системы уэе имеется у наших северных соседей. Похоже, что просто не знают. Потому мы решили привести найденные в "Русском журнале" мнения известных российских специалистов. Может быть, они дадут нашим спорщикам пищу для размышлений, а не только для взаимных обвинений.
Владимир Самошин, бывший начальник Управления по эксплуатации жилых зданий г. Москвы:
Упор нынешней концепции реформы ЖКХ на развитие кондоминимумов, товариществ собственников жилья означает погибель всех разумных подходов к обеспечению реальной экономической свободы сферы ЖКХ. Рост тарифов на коммунальные платежи на сегодняшний день обеспечивает лишь процветание монополистов и способствует полному отсутствию контроля в этом вопросе. Сегодня тарифы покрывают до 40 % элементарной халатности. Между тем говорить о росте тарифов можно лишь тогда, когда появятся в каждом доме приборы учета воды, газа и т.д. Практика показывает, что расход воды, например, снизится с 370 литров в сутки до 80-220.
Если говорить о неплатежах, то они были всегда, и в 70-е годы, и в 90-е. Правда, в советское время выселять и вообще применять какие-либо материальные санкции к нарушителям было нельзя. Практика современной борьбы с неплательщиками и выселения приведут рано или поздно к массовому социальному взрыву. Уже сегодня видны ростки "тихого бунта" при попытках неплатежей, когда люди без возможности устроится на достойную работу при полном равнодушии государства стараются саботировать коммунальные платежи. Попытка свести реформу к уплате 100 % коммунальных платежей губит и фонд ЖКХ, и возможность разумных подходов к решению этой проблемы.
Нам нужен очень осторожный подход к проблеме ЖКХ. Эта область очень консервативная, функционирующая по остаточному принципу финансирования. При этом, в государственных отчетах проходят огромные суммы, якобы выделяемые на ЖКХ. До реальной сферы не доходит практически ничего все оседает в чьих-то карманах. Посмотрите вместо того, чтобы покончить с огромным промежуточным бюрократическим аппаратом, сегодня сформировалась целая армия чиновников, занимающаяся только тем, что пересчитывает размер дотаций, которые можно выделить тому или иному старичку.
Вячеслав Глазычев, президент Межрегионального общественного фонда "Институт города":
Проблема реформирования ЖКХ и проблема неплатежей не могут быть решены централизованным путем. Люди, которые занимаются проблемами ЖКХ, этого пока не понимают. Единственное, что может сдвинуть проблему с мертвой точки, пересмотр налогового законодательства. Необходимо пересмотреть ряд статей таким образом, чтобы деньги, которые сегодня оседают в бюджетах регионов, шли в бюджеты муниципальные.
Сегодня ответственность на местах за обеспечение ЖКХ фактически размыта, поскольку у муниципалитетов денег нет. Разговоры же о формировании конкурентоспособной среды в сфере ЖКХ я считаю просто безнравственными. Кроме катастрофы это ничего не принесет. К тому же сегодня те деньги, которые выделяются на развитие ЖКХ, просто не доходят до мест их назначения. В стране работает многоступенчатая система, не заинтересованная в том, чтобы конкретный адресат получил деньги по ЖКХ. Между тем, на сегодняшний день компьютерная система индивидуального получения средств вполне может обеспечить четкую и контролируемую цепочку, в которой бы функционировало ЖКХ.
В то же время сегодня есть муниципальные образования, в которых нет разгильдяйства в системе ЖКХ (например, город Охвистнево Самарской области). Люди там создали прозрачный городской бюджет, там успешно работает координационный отдел по градоустройству, где все проблемы решаются на должном уровне.
Ситуации, связанные с акциями недовольства населения неудовлетворительным состоянием ЖКХ, в принципе чреваты для власти еще одним сегментом протестного электората. Но на самом деле ситуация чуть проще, поскольку у народа, как обычно, короткая память. Люди летом склонны забывать про зимние неудобства, связанные с коммунальщиками. Поэтому здесь ситуация очень сильно зависит от времени года, когда проводятся выборы.
Е. Д.