Номер 18 (1014), 14.05.2010
Пресловутый исландский вулкан, парализовавший было авиасообщение в Европе, не смог помешать фестивалю "Два дня и две ночи новой музыки" катастрофическими последствиями. Арт- директор фестиваля одесский композитор Кармелла Цепколенко накануне всенощных бдений была на грани нервного срыва, но практически все участники смогли приехать и выступить. А президент фестиваля "Два дня и две ночи новой музыки" Бернхард Вулф утверждал: вовремя обратившись к монгольскому шаману, он исправил положение. И вывел на сцену филармонии гостью из Монголии Самнамдамбу Бадамхорол, исполнившую номер в стиле национального горлового пения. А дальше началась собственно новая музыка, которую фольклор, как известно, питает идеями, но не затмевает, оставаясь в фестивальной программе в виде ярких цитат, тембровых акцентов, не более того...
Маэстро Вулф, как обычно, привез в Одессу своих учеников, блестящих перкуссионистов Фрайбургского музыкального университета. И снова срез композиторских поисков в области звеняще-шелестящего оказался ярче мелодических построений. Да и сложно тут говорить о мелодизме. Игра отдельных звуков, издаваемых очень качественно, строго придерживаясь штриховых указаний автора, - это имеет место. Сумрачное настроение большинства пьес - отголоски мирового кризиса? На самом деле, утверждает одесский музыковед Юрий Семенов, если бы программа сплошь состояла из произведений отечественных композиторов, печальных ламентаций оказалось бы куда больше. Как раз перкуссионисты и спасают положение яркими, искрометными номерами с использованием нестандартных инструментов, например, листа жести, рвущейся бумаги, попираемого ножками исполнительницы бубна и так далее.
Шестнадцатый международный фестиваль "Два дня и две ночи новой музыки" оставил послевкусие деликатеса. Ассоциация "Новая музыка" при подготовке сего изысканного блюда воспользовалась поддержкой самых разных структур, от местных властей до культурных фондов и посольств иностранных государств. Оценить изыски новой академической музыки удается не всем - львиную долю публики составляют, конечно, профессиональные музыканты и студенты консерватории.
Кроме студентов и преподавателей Фрайбургского музыкального университета, на фестивале поражали чувством ритма участники ансамбля перкуссии из Любека. Студент Одесской музыкальной академии имени Неждановой Кристиан Орозко (Эквадор) демонстрировал великолепную игру на маримбе - парень изучает перкуссию у доцента Алексея Рало и посещает факультатив композиции у профессора, арт-директора "2Д2Н", композитора Кармеллы Цепколенко. Среди молодежных коллективов следует отметить киевский ансамбль NOSTRI TEMPORIS и одесский SENZA SFORZANDO. Швейцарский ансамбль "Нойе Мюзик Цюрих", отмечающий свое 25-летие, предложил вниманию слушателей десять миниатюр (каждая на минуту звучания), написанных специально к юбилею Кармеллой Цепколенко, Сергеем Пилютиковым, Бруно Штокли, Владимиром Рунчаком и другими маститыми композиторами. Коллектив швейцарцев также показал музыкальный перформанс "Бокс с тенью" с участием профессиональных боксеров обоего пола - надо было видеть, как ловко скрипач Урс Бумбахер бинтует запястье, словно готовясь послать кого-нибудь в нокаут, а покрытые шрамами молодые боксерши в финале распускают волосы и украшают себя кто майкой в пайетках, кто бархатным жакетом...
Мультимедийный проект, посвященный Жоржу Сименону, вернее, его путешествию в 1933 году по Европе и Африке, был показан на экране в Большом зале филармонии. Совместное произведение видеоартиста из Бельгии Фредди Бонмарьяжа и одесского композитора Кармеллы Цепколенко порадовало как изысканностью исполнения, так и возможностью увидеть редкие фотографии старой Одессы.
Особо отличились иностранные студенты Одесской музыкальной академии имени А. В. Неждановой. Араш Мехди Сейфипур (Иран) исполнил свою композицию на сетаре, а Рикардо Монтерос Телльо (Эквадор) использовал поющие тибетские чаши. Земляк Рикардо, Кристиан Орозко, стал фаворитом фестиваля и как молодой композитор (посещает факультатив у Кармеллы Цепколенко), и как блестящий перкуссионист (учится перкуссии у доцента Алексея Рало).
Так называемый "посольский дуэт", в состав которого вошли атташе по вопросам культуры Посольства Литовской Республики в Украине Габриэле Жайдите и руководитель отдела культуры, образования и национальных меньшинств Посольства Германии в Украине Гарольд Герман, вызвал настоящий ажиотаж. Дипломаты- виолончелисты исполнили произведения, специально написанные для них литовскими композиторами Арвидасом Мальцисом "Следы на песке" и Витаутасом Германавичюсом "Дуэт № 1". А как хороша была Моника Даниэльсон, вокалистка-шведка из ансамбля "GONGEEGO!"... Ревнителям традиций одесской вокальной школы было о чем задуматься - такого меццо в городе давно не слыхали, ведь голос работает иными резонаторами, чем стенобитное орудие, и в Европе это давно поняли...
Филармония в эти дни была поделена на две площадки: до полуночи - Большой зал, после - нижнее фойе. Последний день шестнадцатых "Ночей" стал первым днем подготовки к семнадцатым, напомнил в финале всем присутствовавшим Бернхард Вулф. А если что не так - шаман поможет!
Виолетта СКЛЯР.
На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО:
музыкальный перформанс
"Бокс с тенью";
Рикардо Монтерос Телльо (Эквадор)
играет на тибетских
чашах.