Номер 15 (1011), 23.04.2010
В пресс-центре "Паритет" прошел "круглый стол", посвященный проблемам системы высшего образования в Украине. Трудно сказать, к кому обращались организаторы мероприятия, но пришли на встречу с журналистами преподаватели всего двух вузов - ОНУ имени Мечникова и Академии строительства и архитектуры (ОГАСА).
"Проблемы финансового и материально-технического обеспечения - самые сложные и важные вопросы для функционирования вузов", - заметил доцент ОНУ Андрей Худенко. Причем речь идет не только о бюджетном финансировании, но и о необходимости предоставления вузам большей самостоятельности.
Больная проблема для педагогов - учебная нагрузка преподавательского состава. В ОНУ, например, она составляет 850 часов в год.
"Для того, чтобы наработать эти часы, - сказал А. Худенко, - преподаватель должен читать по нескольку учебных курсов. А вот в странах Восточной Европы нормой является 250 часов. И то они считают, что это много. И как в таких условиях заниматься научной работой и уделять время для индивидуальных работ со студентами?"
Его коллега, доцент ОНУ Александр Пригарин, добавил, что, ко всему прочему, система образования у нас страшно забюрократизирована.
"Бумажек сейчас в десятки раз больше по сравнению с тем, когда я начинал работать, и гораздо больше, чем предусматривает здравый смысл", - считает доцент А. Пригарин.
Между тем заработная плата украинского преподавателя крайне низка даже по сравнению с отечественными стандартами.
"В преподавательской деятельности окупаемость профессии наступает лет в 50, примерно после 30 лет стажа. Именно в этот период преподаватель начинает зарабатывать", - утверждает А. Пригарин.
В силу этого уже много лет наблюдается отток талантливых аспирантов и преподавателей в бизнес.
"Идя работать в бизнес, они получают столько, сколько я им смогу пообещать только через 10 лет", - говорит доцент.
Ко всему прочему университетский диплом вовсе не является гарантией трудоустройства. Разрешить эти проблемы, по мнению участников обсуждения, можно лишь предоставив вузам полную автономию.
А. Т.