Номер 10 (600), 01.03.2002

АКТЕР И ВОЕННЫЙ – РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ

И тот и другой, каково бы ни было их собственное мнение, обязаны подчиняться, не теряя при этом чувства собственного достоинства. Так считает народная артистка СССР, кавалер ордена "За заслуги перед отечеством" IV степени, лауреат приза "Кинопрессы-96" в почетной номинации "Моя любовь", любимица народа Людмила Гурченко.

Разговор шел о том концерте для ветеранов, что Людмила Марковна собиралась дать 28 февраля в день, который традиционно своим праздником считают все защитники отечества. К восторгу одесситов Людмила Гурченко последнее время радует нас своими спектаклями и концертами, творческими вечерами. Один из них прошел в филармонии 20 февраля. Сбор от этого концерта пошел на восстановление кафедрального Спасо-Преображенского собора. Гонорар примадонны был минимальным, ибо Людмила Марковна считает, что проходящая в Одессе акция – дело нужное, благородное. Двухчасовой концерт, в котором актриса щедро отдавала публике свои талант, все силы, превратился во взаимное объяснение в любви. Общение с залом, выходы со сцены в зал воспринимались как органичная составляющая взаимоотношений актрисы со своей публикой, с народом. Так же как органично было в пресс-конференции, данной актрисой на следующий после концерта день, то, что ответы на вопросы журналистов превращались в талантливо сыгранные миниатюры. В этом не было ни на йоту притворства, рисовки, "деланности" – в этом были гениальность большой актрисы, ее темперамент, ее умение во всех перепитиях жизни увидеть самое яркое, самое выпуклое, самое "игровое".

В жизни актрисы было много трудных периодов. И нелегкое детство в оккупированном Харькове, и период творческой невостребованности после первого, ставшего для нее роковым, успеха – эта часть жизни воплощена Людмилой Гурченко в ее автобиографической книге "Аплодисменты". Следующий сложный период пришел с перестройкой: новые жизненные ценности, новые понятия, новые слова, новые условия жизни. Снова возник страх перед невостребованностью – умирало кино. И даже те 12 фильмов, в которые лихорадочно бросилась актриса, практически не дошли до зрителя. Спасение принес театр, где Л. Гурченко смогла выразить то, что невозможно выразить с помощью кинематографа и где появилась возможность общения с живым зрителем.

— "Кино, по сути – это КЛИП, – говорит Людмила Марковна, – это могут быть твои глаза, но не твой голос, не твои ноги. (К самой актрисе это явно не относится – Е.К.) Нет возможности прожить последовательно свою экранную жизнь, начать от нуля и по возрастающей. В "Вокзале для двоих" полная накала финальная сцена снималась первой, когда еще ничего из роли не было накоплено. В теарте это по-другому. В "Бюро счастья" я играю обыкновенную женщину, которая постепенно поднимается над рамками обыденности".

Последний непростой период в жизни актрисы и всей страны – тема новой книги Л. Гурченко "ЛЮСЯ, СТОП". Книга обращена к народу. С этого обращения она и начинается (толчком послужила фраза подвыпившего коллеги на презентации нового диска Л. Гурченко: "Люся, тебя никто не любит... кроме народа").

Людмила Гурченко – плоть от плоти народа, в первую очередь потому, что она ДОЧЬ СВОЕГО ОТЦА, самого любимого человека (батрака, которого баян и советская власть сделали преподавателем музыки, но не смогли оторвать от корней).

Жизненные уроки отца, его вера в дочь всегда помогали Людмиле Гурченко. А что не столько мешает, скольно делает трудной ее жизнь – это ""скорпионий характер" (она родилась под знаком Скорпиона), скорпионьи разборки сыгранной роли, спектакля, самокопание... Самое сложное от чего актриса безуспешно старается избавиться – это примеривание поступков всех людей на себя: "Я бы так не поступила, сочла бы это невозможным, бесчестным, подлым".

Людмила Гурченко снялась почти в 80 фильмах, в том числе в фильме "Секрет ее молодости". Секрет молодости самой актрисы в ее неуемной энергии, в том, "атомном реакторе", который, по словам Э. Рязанова, заложен в ней, в ее желании сделать и получить все по максимуму.

Елена КОЛТУНОВА.