Номер 08 (1540), 1.04.2021
18 лет назад, 12 июня 2003 года согласно последней воле яхтсмена Анатолия Вербы его прах был развеян над водами Одесского залива. Настоявшись на времени, память о нем превратила его жизнь в легенду.
Отметить 75-летний юбилей Анатолия Яковлевича пришли более полусотни яхтсменов, представляющих сегодня цвет черноморского яхтенного спорта. По словам его дочери Юлии, «завербованные» древнейшей идеей покорения морских широт под парусами. К сожалению, карантин не позволил собраться 16 января: в день рождения морского гонщика – лучшего в Украине, да и во всем СНГ. Так же, по общему убеждению, зная заслуги Анатолия Вербы перед родным городом, его имя достойно места на Алее Звезд.
И все же его гений принадлежит парусу. Ярчайшими главами его стремительной и целеустремленной жизни были две кругосветные яхтенные гонки «Уитбред» (Whitbdreat. Ныне «Оушен рейс»), проводимые раз в 4 года. В 1989-90 годах на яхте «Фазиси» он оставил за плечами дистанцию равную 33 тысячам морских миль. Тогда же, в первой кругосветке, оставаясь «по бумагам» старпомом, он фактически был центрообразующим членом команды, по сути – капитаном. Искушенным в организационных премудростях, с набранным навигационным опытом, Верба участвовал во втором проекте 1993-94 годов. И вдохнул новую жизнь в парусные соревнования мирового масштаба. Из 94 синдикатов, намеревавшихся выставить свои яхты на соискание престижного первенства, на старт смогли выти только 14. За почти полувековую историю регаты в списке пришедших к финишу «Одесса 200» значится как единственная яхта, несшая на борту имя родного для капитана и экипажа города.
Этот парусник – буквально детище Анатолия Вербы, начиная с названия с паспортными данными Одессы, которой тогда «стукнуло» 200 лет.
Надо ли говорить о затратности такого масштабного предприятия?! По-хорошему средний бюджет каждой яхты-участницы «Whitbread 1993-94» составлял порядка 5 млн долларов.
Необходимый минимум средств был честно заработан благодаря энергии и энтузиазму молодых гонщиков. И во многом потрясающей трудоспособности Анатолия Вербы и его умению все делать по высшему разряду. «Одесса 200» является единственной в истории регаты яхтой, построенной руками команды.
По воспоминаниям члена того экипажа Владимира Овчаренко, еще когда в Грузии строили яхту «Фазиси», местные корабелы называли Вербу «Толя Нет Проблем». Действительно, он знал и пестовал устройство яхтенного организма до самой малой детали.
– Многие части яхты капитан делал сам. Он одинаково мастерски мог по-матросски сплеснивать канаты (сращивать два конца) и «пробивать» административно-бюрократические преграды. Коронная фраза «No problems» была его образом жизни, – говорит Владимир Викторович.
На фоне того, как приходилось ужиматься в средствах, подтянув ремни, сидеть на макаронах, буквально царственным решением яхтсменов был отказ от полутора миллионов долларов, предложенных Вербе как капитану на обеспечение рейса. Условие, выдвинутое потенциальным спонсором в лице английского издательского дома «The Moscow Times», изменить прежнее название на британский брэнд, было однозначно отклонено. Несмотря на явно прогнозируемые лишения, имя на борту осталось неизменным – «Одесса 200»!
Далее каждый час был полон драматической борьбы не только за лавры, но и за выживание. На переходе в Австралию яхта спустилась вниз, к южным широтам, чтобы сократить путь. Под шквальными ветрами паруса были покрыты коркой льда, каждая волна, по которой глиссировала лодка, могла, нагнав, захлестнуть инородную океану дольку отчаянной жизни восьми гонщиков. По словам Владимира Овчаренко, риск восходил до реальной возможности потерять человека в соленой бездне. При крене, естественно возникающем при сильном порыве, с палубы можно было съехать, как с крутой горки. Четыре раза ломался гик – горизонтальный брус от мачты для крепления нижней части паруса. Не останавливаясь, яхтсмены-одесситы делали накладки на мачту, компенсируя возникшие от запредельной нагрузки трещины. Сверления делались дрелью, подсоединенной напрямую к дизель-генератору, дававшему 220 вольт. Защитившись от поражения током резиновыми сапогами и перчатками, эту смертельно опасную работу Верба брал на себя. На одном из этапов гонки ситуация сложилась так, что ничего не оставалось, как пить ржавую воду. Звучало знакомое «No problems», воду фильтровали через ткань и пили! Наградой за дерзость была выигранная скорость: «Одесса 200» покрывала за час расстояние в 25-30 морских миль.
После возвращения Анатолий Верба писал технические руководства по эксплуатации моторных и парусных яхт, организовал Информационный центр для обучения молодых яхтсменов. К слову, один из них, Андрей Скачек, во главе продолжающей жить «Ассоциации одесских яхтсменов «Одесса 200» под эгидой «Фонда Культурного и Природного наследия» стал организатором чествования 75-летия Анатолия Вербы.
Он сроднился с парусом, как парус с ветром, а ветер с волнами. Яхта, не знает хода назад, прямо или галсами, но она может двигаться только вперед. Эта основополагающая конструктивная особенность парусника символически стала принципом его жизни. Пока в яхтенном мире нет равных ему личностей, так же буквально идущих за горизонт по зову мечты. А, может, самой Фортуны, чье предназначение он выполнил.
Владислав КИТИК.