Номер 08 (753), 04.03.2005

ЛЕБЕДЬ БЕЛАЯ – ЛЕБЕДЬ ЧЕРНАЯ

Полгода назад мне рассказали, что на сцене Одесского театра оперы и балета появилась новая балерина – Маргарита Камыш. Коллега, которой посчастливилось увидеть Камыш в "Кармен-сюите" Бизе-Щедрина, с восторгом отзывалась о мастерстве, темпераменте, отточенности движений новой одесской примы. Увидеть Камыш в партии Кармен мне не довелось. Но вот недавно я попала на дебют балерины в "Лебедином озере" Чайковского.

Лучшего спектакля для знакомства с новой звездой балета не придумать. Партия Одетты-Одиллии дает возможность оценить разные грани дарования балерины. Лебедь белая и Лебедь черная – два образа, два характера, две манеры исполнения. Глядя на Камыш – Одетту во втором акте и на Камыш – Одиллию в третьем, я поймала себя на мысли, что если бы даже традиционно черным костюмом не подчеркивали роковой образ дочери злого гения Ротбарта, спутать Одетту с Одиллией было бы невозможно. Нежная покорность Одетты, ее трепетность (просто поразительно, как Камыш передает именно трепет своей героини при первом приближении к ней принца – словами этого движения не описать, могу лишь заверить, что из десятка виденных мною Одетт такого ни одна не делала). Очень изящным, глубоким прогибом Камыш создает ощущение лебединой сущности героини.

Ничего этого нет в Одиллии. Злой темперамент, торжество в каждой позе, хищность и надменная уверенность в каждом движении.

Пока мы говорили только о создании образов. А как же школа, техника, физические данные?

На пресс-конференции, которая год назад давала в Одессе знаменитая Анастасия Волочкова, балерина сказала: "Не так уж важно то, что балерина может соскочить с ноги (то есть потерять позу – Е.К.), главное, создать образ".

Из вышесказанного ясно, что Камыш – это художница, пластическими средствами создающая удивительно точные образы. Но при этом публика, пришедшая в театр (кстати, в зале Музкомедии, где шел спектакль, был, что называется, переаншлаг), могла убедиться и в превосходной технике балерины. Маргарита Камыш замечательно отработала знаменитые 32 фуэте в партии Одиллии. Она очень точно фиксирует позу: прыжок, фуэте – и стала, как вкопанная. Прыжок у балерины очень легкий, высокий и изящный. Великолепный шаг (взмах ноги), очень пластичные руки.

Можно еще долго говорить об элементах мастерства балерины, но надо сказать хоть несколько слов о самой Камыш.

Маргарита Камыш родилась в городе Кишиневе 1 апреля 1982 года. В 2001 году окончила знаменитый Кишиневский хореографический лицей. Но еще в 1996 году Камыш удостоилась "Гран-при" на Национальном конкурсе хореографического искусства в Констанце (Румыния) и там же стала лауреатом первой премии в номинации "Современная хореография".

За ее спиной работа в Кишиневском театре оперы и балета (2000-2004 гг.), гастроли в Великобритании, Германии, Швеции, Франции, Греции. В Греции – уже с Одесским театром оперы и балета, куда Маргарита Камыш пришла в августе 2004 года.

Этот номер газеты выходит в преддверии 8 марта, и хочется пожелать молодой балерине счастья в жизни и в творчестве, планку которого, можно с уверенностью сказать, она сможет поднять на еще большую высоту.

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.