Номер 7 (1202), 28.02.2014
В лонг-лист VII Международного конкурса современной драматургии "Свободный театр" (Беларусь) вошла пьеса двух молодых, талантливых и очаровательных одесситок. В номинация "Интерпретация классического произведения" таким образом была отмечена "История для тех, кто был ребенком" Ирины Настасийчук и Елены Шапориной. В качестве классического произведения, которое нужно было интерпретировать, девушки выбрали сказку Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц", но это не значит, что пьеса предназначена для детского театра.
Обе девушки не понаслышке знают о том, как важна для актера хорошая современная пьеса.
Ирина - дипломированная актриса. Одесские театралы знают ее
по работам в Русской драме, студии "Тур де форс" и "Театре на
Чайной", она много работает в Киеве. Именно у Иры возникла идея
написания пьесы, к тому же она в качестве драматурга не новичок - в "Театре на Чайной" идут спектакли по ее драмам "Свободный
танец, или История одной босоножки" (о судьбе легендарной
танцовщицы ХХ века Айседоры Дункан) и "Вне зоны доступа"
(написана в соавторстве с актрисой Яниной Крыловой, вошла в
двадцатку лучших современных пьес Украины по определению жюри
российского фестиваля "Новая драма").
- Считаю, что "Вне зоны доступа" получилась достаточно депрессивной пьесой, это некий спуск в ад, и я, как зритель, возможно, не пошла бы на такой спектакль, - признается Ирина. - Захотелось добавить света... А "История для тех, кто был ребенком" - это пьеса о том, что не следует забывать о своих детских корнях, о той непосредственности, что была присуща каждому из нас в детстве. Но, к сожалению, наши лучшие качества порой направляются "не в ту степь". Стараюсь даже в магазине улыбаться людям - вот только в ответ улыбки нет, мы привыкаем видеть друг в друге врагов в гонке за престижем, гламуром. И забываем простую истину: накопленные материальные ценности с собой на тот свет не унесешь, мы порой уходим из жизни, растеряв близких людей или даже не успев их приобрести!..
Ситуации и персонажи с детства знакомой сказки закручены в
лихую интригу, которая предоставляет много возможностей для
режиссерских решений. Не будем раскрывать всех перипетий
сюжета, процитируем небольшой фрагмент пьесы: "Сегодня мы
высушены, как кирпичи. Когда в саду после долгих поисков
выведут, наконец, новую розу, все садовники приходят в
волнение. Розу отделяют от других, о ней неусыпно заботятся,
холят ее и лелеют. Но люди растут без садовника. Маленький
Моцарт, как и все, попадет под тот же чудовищный пресс. И
станет наслаждаться гнусной музыкой низкопробных кабаков.
Человек, которого под видом культуры пичкают стандартной
продукцией серийного производства, словно вола сеном. Вот это и
есть нынешний человек. Моцарт обречен".
Елена - филолог, но играла 14 лет в Театре "Тур де форс", а
это стоит иного актерского диплома... Школа Натальи Князевой
очень серьезная. Играть хотелось бы и в дальнейшем. Но сейчас
много забот требуют двое маленьких сыновей, так что пьесу
создавали вместе с Ирой преимущественно по электронной почте,
оттачивая реплики персонажей, пока дети спят.
- Когда Ира предложила мне поработать вместе с ней над пьесой, я отнеслась к этой идее с интересом, - говорит Елена. - Стала грести материал, дописывать диалоги. Кое-какой опыт у меня был, я писала стихи и даже небольшие пьесы, кое-что выкладывала в интернет, интересуясь возможной реакцией читателей. Потом поняла, что в комментариях нет истины, они не вдохновляют и не подталкивают ни к чему позитивному. В первом варианте пьесы не было любви к женщине, но была Совесть, такой аллегорический персонаж, мы его убрали. Потом появилась Роза - не цветок, а женщина. Мне нравится исследовать влияние времени на человека... О том, что Ира отправила пьесу на конкурс, я даже и не знала. Но успех окрыляет, дает веру в будущее нашей пьесы. В этом конкурсе при жизни успешно участвовала Аня Яблонская, которую я знала по театру "Тур де форс"... Рада, что мы взяли эту высокую планку. Понятно, что лонг-лист - это еще не все, будет шорт-лист, куда попасть сложнее, но уже очень приятно.
Но зачем молодым, энергичным девушкам ждать какого-то
будущего, когда они своими руками создают настоящее, то есть
пьесу для себя? Сейчас в "Театре на Чайной" Ирина Настасийчук в
качестве режиссера ставит спектакль "История для тех, кто был
ребенком" с участием Александра Бойко (его роль называется МП -
Машинный Помощник, он же Маленький Принц) и Петра Липинского
(Летчик). МП - не ребенок, но его "внутренний ребенок" дает о
себе знать и руководит сюжетом. Находясь внутри театрального
процесса в качестве актрис, Ира и Лена постигли теорию драмы
более на практике, нежели в самой теории, это и ценно:
чувствуют, как должен развиваться конфликт, где противоборство
героев должно ярко "рвануть" перипетией и так далее. Дождемся
премьеры... А в будущем, возможно, эта пьеса появится и на
подмостках других театральных коллективов.
Мария ГУДЫМА.
На фото: Ирина Настасийчук,
Елена Шапорина.