Номер 6 (1152), 15.02.2013
На концертных площадках города проводится серия концертов, посвященных 75-летию Одесской организации Национального союза композиторов Украины, 100-летию Одесской композиторской школы и 100-летию Национальной музыкальной академии им. А. В. Неждановой. В рамках этих юбилеев и состоялся концерт студентов класса композиции лауреата национальных и международных конкурсов, доцента ОНМА Юлии Гомельской.
- Проведение таких концертов, - рассказывает Юлия Александровна, стало доброй традицией. Практически каждый год мы представляем сочинения студентов-композиторов.
- Ваши студенты обладают индивидуальной манерой музыкального письма. Насколько сложно работать с такими "разношерстными" учениками?
- Конечно, нет единого рецепта, как научить молодой талант сочинять музыку. Каждый из учеников требует индивидуального подхода. Мне, как педагогу, приходится разрабатывать для каждого студента сугубо индивидуальный комплекс творческих принципов его формирования. Начинающий композитор - это всегда новый эксперимент.
Конечно, мои студенты в той или иной степени перенимают манеру моего письма и, возможно, мои основные композиторские принципы и воззрения. Но вместе с тем я забочусь о том, чтобы дать возможность каждому проявить себя, поскольку любой молодой композитор имеет индивидуальное дарование, а иногда и начинающий формироваться музыкальный язык.
- За что вы цените своих учеников?
- Я, конечно, высоко ценю искру таланта, но все-таки главное - это самоотверженность, полная самоотдача, творческая дисциплина и умение работать "на полную катушку". Я уважаю ученика в первую очередь за его работоспособность, за преданность творчеству, за любовь к своему делу.
- Вы интенсивно работаете как композитор. Трудно ли совмещать творческую деятельность с педагогической?
- Педагог-композитор, как никто другой, вкладывает в ученика свои знания и опыт, делится с ним своими творческими импульсами, идеями, новациями, энергетикой. Но мне нравится заниматься педагогической работой, поскольку это заставляет держать себя постоянно в творческом тонусе, тренировать мозги и воображение. Тандем педагог - студент во время урока создает некое креативное поле, в ареале которого возникают импульсы идей. Конечно, это требует колоссальной отдачи, но взамен я тоже что-то приобретаю, поскольку происходит важный процесс взаимообмена творческой энергией.
- Что сулит будущее выпускникам композиторского отдела?
- Не секрет, что композитору предстоит очень долгий путь освоения всех тонкостей профессии. И, конечно, долгий путь к признанию своего творчества, особенно дома, в Украине. Молодые композиторы сталкиваются с проблемами организации исполнения своих сочинений, и это - еще одна из реалий профессии. Сегодня молодой композитор несет ощутимые материальные затраты для того, чтобы достойно представить свое сочинение перед публикой. Он должен уметь донести свое сочинение до слушателя в прямом смысле этого слова: найти профессиональных исполнителей, увлечь их своей музыкой, "заразить" ее эмоциональным состоянием, интересным содержательно-художественным наполнением. Но, несмотря на трудности, самые способные и талантливые ищут и находят свой собственный путь, многие интенсивно развиваются, активно работают в разных областях музыкального творчества, в медиа-пространстве.
Для справки. Среди воспитанников Ю. Гомельской - немало лауреатов композиторских конкурсов. Среди них Наталья Черний - победитель конкурсов в Польше и в России, Араш Сейфипур - лауреат конкурса в Германии, Анастасия Садомская - в России и Израиле, Рикардо Монтерос - в Эквадоре, Дмитрий Линник - в Белоруссии, Ксения Ульяницкая - лауреат трех конкурсов в Украине.
Беседовала Кристина ДЕНЧИК,
студентка ОНМА им.
Неждановой.