Номер 06 (902), 22.02.2008
(Окончание. Начало в № 5.)
Аплодисменты и крики "браво!" раздавались на премьере оперы "Бал-маскарад". Ими не раз награждались народные артисты Украины Владимир Тарасов (Ренато) и Анатолий Капустин (Ричард) и заслуженные артистки Украины Наталья Ютеш (Амелия) и Ирина Берлизова (Оскар).
Напомню содержание оперы. Губернатор Бостона граф Ричард влюблен в Амелию - жену своего преданного секретаря и близкого друга Ренато. Ренато предупреждает Ричарда о зреющем против него заговоре. (Ария Ренато "Ты погибнешь, а отчизна..." в исполнении В. Тарасова вызвала буквально восторг публики, впрочем, так же, как ария из последнего действия "Прощай, минувшее счастье...") Несмотря на предупреждение об опасности, Ричард решает с группой замаскированных придворных отправиться к гадалке Ульрике, о которой поговаривают, что она колдунья. Ульрика предсказывает графу скорую смерть - он будет убит тем, кто первый пожмет ему руку. Граф не верит в это пророчество, так как первым пожавшим ему руку после предсказания гадалки был его друг Ренато. К Ульрике приходит и Амелия, она просит цыганку помочь ей избавиться от любви к губернатору графу Ричарду. Ульрика велит Амелии ночью пойти в пустынное место, где стоит виселица и нарвать там волшебной травы. Ричард случайно подслушивает этот разговор и решает отправиться за Амелией. Он признается ей в любви. Неожиданно появляется Ренато, чтобы предупредить графа, - убийцы следуют за ним по пятам. Чтобы помочь другу скрыться, он меняется с ним плащом, а сам остается с Амелией, скрывшей свое лицо под густой вуалью. Граф просит Ренато проводить даму до города, не пытаясь увидеть ее лицо и узнать, кто она. Появившиеся заговорщики вначале принимают Ренато за Ричарда, а затем требуют, чтобы он назвал имя дамы. Видя, что мужу угрожает опасность, Амелия сама поднимает свою вуаль. Ренато, увидев жену, вне себя от ревности и обиды. Он решает убить Ричарда. В числе других масок он приходит к графу на бал-маскарад и, узнав у пажа Оскара, в каком домино Ричард, смертельно ранит графа. Перед смертью Ричард заявляет, что Амелия невинна. Ренато в отчаянии, он понимает свою ошибку.
Как уже было сказано выше, большой успех выпал и на долю Анатолия Капустина - Ричарда. Его партия сложна по тесситуре, менее напевна, нежели партия Ренато. Но сцена в финале второго акта была исполнена певцом с блеском.
Вокальная партия Амелии сконцентрирована в сцене у виселицы. Мне всегда нравился тембр голоса Натальи Ютеш. С годами он стал плотнее и приобрел дополнительные краски. Вокальное мастерство певицы, как всегда, не оставляет сомнений так же, как ее актерское дарование. Образ Амелии трогает своей искренностью.
Публика с восторгом приняла Ирину Берлизову - юного пажа Оскара. Однако тут у меня есть немалые претензии. Они относятся не к певческому исполнению, а к трактовке роли.
Здесь самое время поговорить о режиссуре. Постановщик спектакля засл. арт. Украины Сергей Зуенко, как мне показалось, тяготеет к деталировке спектаклей, иногда во вред музыкальной драматургии, а случается, и во вред здравому смыслу. Мне кажется, не следует чересчур усердствовать, оснащая постановку дополнительными эффектами, не гармонирующими с музыкальным материалом. Так, в постановке "Риголетто" мне показался лишним чуть ли не стриптиз в сцене первого акта и избыточно вульгарное поведение Маддалены в последнем. Ну да ладно, Маддалена - и есть девица нестрогих правил, сестра наемного убийцы. Но в спектакле "Бал-маскарад" действие происходит в Бостоне, столице чопорной Новой Англии, да еще во времена, когда любое отклонение от общепринятых тогда норм поведения считалось чуть ли не преступлением. Трудно себе представить, чтобы паж, пусть даже любимец губернатора, мог вскочить на стол правителя, зафутболить, простите, ногами лежащие на столе документы и вообще вести себя столь развязно. Безусловно, Берлизова очень оживляет действие оперы, но, еще раз простите, не следует путать оперу с опереттой и превращать оперную певицу в опереточную субретку.
Вызывает не то что недоумение, а просто оторопь, количество люков во втором действии в лесу у хижины гадалки. Ну то, что Ульрика, которую считают ведьмой, во время своей арии, стоя на крышке люка, приподнимается над сценой, а потом опускается и уходит вниз - не вызывает больших претензий. Мало ли на что способна ведьма! Но оказывается, на сцене задействован еще один дополнительный люк. То из него вырастает до пояса какой-то безымянный персонаж и шепчет что-то Ульрике. При этом он выглядит попросту безногим инвалидом. То почему-то из-под земли показывается Амелия и туда же, поговорив с Ульрикой, уходит. Ей-то зачем выбирать такой путь, когда все остальные персонажи ходят просто по грешной земле, то бишь, сцене. Кстати, в этой сцене есть еще одна накладка. Декорации Бовзенко-Зинкиной очень эффектны (кстати, восторг вызывает заставка-занавес к спектаклю, и восторг, и аплодисменты - декорации к последнему действию). Но в какой-то момент возникает недоумение. На сцене - вход в хижину колдуньи, окруженную лесом. Перед хижиной разложен костер. Идет сцена и ария Ульрики. Ее исполнила Марина Годулян (мне впервые довелось видеть Годулян в одной из центральных партий, должна отметить, что справилась она с ней очень хорошо). В оркестре слышатся два удара. Они извещают о прибытии еще одного гостя. Все было бы ничего, если бы не фраза: "Кто-то стучит". Куда стучит? По стволу дерева? Все действующие лица перед домом колдуньи, а не внутри него. Не проще ли было спеть: "Кто-то идет".
Декорации к следующему действию тоже эффектны и тоже вызывают недоумение. Виселица, то есть место казни преступников, стоит рядом с богатым надгробьем. Это уже просто нонсенс.
И еще сегодня театры стремятся напустить в спектакль побольше тумана, не в переносном, а прямом смысле. Артисты терпят, первые ряды кашляют. В оперном туман до зрителей не доходит, но каково певцам, главное богатство которых их голосовые связки?
Впрочем, признаюсь честно: перечисленные постановочные ляпы музыкального впечатления от спектакля не испортили. Прекрасно звучали все хоры (хормейстеры заслуженный деятель искусства Л. Бутенко и И. Дидушок) и порадовал оркестр под управлением народного артиста Украины Яремы Скибинского.
Елена КОЛТУНОВА.
Фото О. ВЛАДИМИРСКОГО.