Номер 4 (1249), 6.02.2015

ВРЕМЯ ПРИВЛЕКАТЬ ГРУЗЫ

Этот год для Одесского порта был весьма сложным. Тем не менее предприятием перевыполнен финансовый план, есть увеличение по грузообороту по сравнению с прошлыми годами, появилась новая акватория Ланжероновская. И в феврале ожидается новый грузопоток на контейнерный терминал на Карантинном молу.

Итоги года Одесского морского торгового порта подвел начальник администрации Одесского порта Михаил Соколов на пресс-конференции. По его словам, через причалы Одесского порта в 2014 году было перегружено 24,6 млн тонн грузов, что на 6,1 % больше, чем в 2013 году.


- Рост произошел, в том числе из-за перенаправления части грузопотока из портов Крыма (металл, нефтепродукты, газ). Но, к сожалению, мы понесли колоссальный урон по нашим стратегическим направлениям: контейнерному и круизному, - посетовал Михаил Соколов. - В среднем по Украине падение переработки контейнеров составило 15 %. Из 159 планируемых судозаходов в 2014 году состоялось всего 32 морских и речных. На 2015 год намечено чуть больше 30 посещений лайнеров. Одесский порт делает все возможное, чтобы привлечь сюда иностранного туриста, сотрудничает с тремя десятками международных круизных компаний. Но как дальше будет развиваться ситуация, зависит от событий в Украине, - подчеркнул начальник администрации порта.

В 2014 году для Одесского порта превалировал экспорт, он вырос на 19 % по сравнению с позапрошлым годом, составив 66 % от общих объемов грузопотока. Но примерно на эту же величину снизился импорт до 14 %, транзит остался на уровне 2013 года - 20 %. Среди стивидорных компаний порта наибольший рост грузооборота за отчетный период в сравнении с 2013 годом показали ООО "Новолог" (166,7 %), ООО "Новотех-терминал" (132,5 %), ООО "Металзюкрейн" (127,6 %). Абсолютный лидер по количеству переработанных тонн - компания "Бруклин-Киев" (оператор причалов Хлебной гавани; перевалка зерновых, руды, металлогрузов), перегрузившая в 2014 году около 5,5 млн тонн.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, Одесский порт продолжает вызывать доверие у инвесторов. Инвестиции стивидорных компаний в Одесский порт составили 640 млн гривен. Администрация порта вложила в инфраструктуру 170 млн гривен. Таким образом, общая сумма вклада в Одесский порт равна более 800 млн гривен.

Ключевым инфраструктурным проектом 2014 года Михаил Соколов назвал введение в эксплуатацию 1-й очереди нового контейнерного терминала "Карантинный мол". Строительство терминала ведется администрацией порта на паритетных началах с компанией-инвестором ДП "ГПК Украина". Компания-инвестор намыла территорию в море 19,3 га, приобрела и установила три современных контейнерных перегружателя. Государство выполнило строительство двух причалов, дноуглубления до 14 метров. В результате совместной деятельности в Одесском порту создана новая акватория Ланжероновская.

- Наша задача - продолжать развиваться достаточно быстрыми темпами, - отметил на пресс-конференции глава администрации порта. - И это должно быть завязано на привлечении грузов. Надеюсь, что в феврале этого года мы получим новый грузопоток на контейнерный терминал на Карантинном молу.

В рамках программы долгосрочного развития порта в 2014 году также начаты работы по разработке проекта модернизации причала № 7. В его тылу будет построен зерновой терминал.

- В 2015 году мы ожидаем роста грузооборота в объеме 25 млн тонн, - сказал Михаил Соколов. - Совместно со стивидорными компаниями планируем за счет введения в эксплуатацию новых производственных мощностей увеличить объем перевалки зерновых на 45 %, до 9,7 млн тонн. Это перекроет падение контейнерной перевалки и некоторое снижение черных металлов. По расчетам, экспортная составляющая прогнозируется на уровне 75%, импорт и транзит по 13 %. Главное для нас - удержать существующие грузопотоки, - отметил портовик. - И работать над созданием новых направлений. Очень важно для нас, чтобы финансовый план был своевременно утвержден Кабинетом Министров Украины. Тогда мы сможем выполнить то, что запланировали, продолжить масштабное развитие, обеспечить рабочие места и пополнить бюджет города.

Начальник администрации порта отметил, что сегодня достаточно хорошо налажено сотрудничество с городскими властями. Порт ежегодно перечисляет 110 млн гривен в бюджет города. И горсовет заинтересован в развитии предприятия. Одним из основных проектов на сегодня можно назвать освоение полей фильтрации с целью создания свободной экономической зоны с отдельными налоговыми преференциями. Это даст возможность развития порта, создания перерабатывающих предприятий, новых рабочих мест. На территории порта уже создано предприятие телекоммуникационных технологий. И по такому формату планируется организовать производства на полях фильтрации, благо эту территорию соединяет с портом непрерывная транспортная эстакада.

Говорилось на пресс-конференции и о развитии железнодорожных путей. О том, что пропускная способность порта на пределе. И есть планы по созданию второго железнодорожного въезда в порт. Но на сегодняшний день пока хватает существующих мощностей. Работает администрация над системой "Единого окна", ставя цель оптимизации оформления груза. Сегодня время нахождения транспорта на территории порта по разным режимам сокращено в 4 раза, составляя от 50 минут до 3 часов, - подчеркнул Михаил Соколов. - Отменены контейнерные пломбы, уменьшилось количество досмотров, взвешиваний. Таким образом, порт создает условия для грузополучателей, чтобы процедура оформления груза проходила быстро, прозрачно и качественно.

- Одесский порт также уделил внимание социальному аспекту, - подчеркнул начальник администрации. - Мы выполнили все свои обязательства, сохранив коллектив, льготы и зарплаты при реорганизации предприятия.

В 2015 году продолжится реализация инвестиционных проектов развития инфраструктуры порта. В частности, планируется ремонт транспортных эстакад, модернизация путепровода на морской вокзал, реконструкция концертно-выставочного зала и уже начата реализация программы обновления сооружений причального фонда бывшего СРЗ "Украина".

Материалы полосы подготовили Инна ИЩУК
и Андрей ТИШКОВ.