Номер 4 (1101), 3.02.2012
В филармонии состоялся очередной концерт в рамках абонемента "Звёзды, зажжённые гением". В этих концертах принимают участие лауреаты конкурса пианистов памяти Эмиля Гилельса. Прошедший концерт оказался необычным: в нем были представлены в некотором смысле противоборствующие стили музыки - классика и джаз.
Первое отделение вела автор абонемента Анна Розен, а играл педагог и концертмейстер музыкальной академии им. Неждановой Георгий Кожухарь. Прозвучали произведения Ф. Листа, написанные в разные периоды жизни. В дополнение ведущая перед каждым номером предельно подробно (и иногда слишком уж подробно) рассказывала о жизни Листа в момент написания звучащих композиций. Пианиста долго не хотели отпускать и несколько раз вызывали сыграть на бис. Хотя по поводу его исполнения мнение публики кардинально разошлось. Одни признались, что откровенно засыпали, другие пришли в полнейший восторг.
Во втором отделении концерт вела лектор-музыковед Елена Шевченко, а на сцену вышли музыканты эстрадно-симфонического оркестра (художественный руководитель и главный дирижёр - Николай Голощапов). Не прозвучало со сцены ещё ни одного звука, но атмосфера в зале уже заметно изменилась из достаточно консервативной на более свободную и лёгкую. Началось второе отделение композицией американского композитора Джона Уильямса, ставшей саундтреком к фильму "Парк Юрского периода". В роли дирижёра выступил пианист Алексей Петухов. Конечно, за фортепиано он смотрелся бы намного ярче, однако ему всё же удалось держать оркестр под контролем. И музыка, полётная, воздушная, захватывала и слушалась на одном дыхании. У меня даже создалось впечатление, что она сама, исходя из инструментов, превращалась в прозрачный воздух.
Но кульминацией вечера стала "Рапсодия в блюзовых тонах" Джорджа Гершвина. Изначально рапсодия исполнялась на рояле в сопровождении классического состава оркестра. Но Елена Шевченко заметила, что "если бы Гершвин творил немного позже, когда джаз- бэнды развернулись во всю свою мощь, рапсодия приняла бы немного другой вид. И хотелось бы надеяться, что она была бы такой, как на этом концерте". Исполняла "Рапсодию..." Екатерина Ергиева; это выступление стало для неё дебютом в джазе. Дирижёр и автор аранжировки Николай Голощапов практически не внёс изменений в оригинальное звучание произведения, лишь придал оркестровой ткани немного более джазовый оттенок. Но в музыке, как и в жизни, мелочей не существует. Эти едва уловимые поправки не изменили произведение кардинально, но сделали его содержание ещё полнее и богаче. А вовлечённость солистки в происходящее музыкальное действие заставляло её чуть ли не танцевать за роялем. Хотя выработанная академическая техника игры и давала о себе знать, но играла она, как чувствовала, а чувствовала себя явно свободно и получала истинное удовольствие от исполнения. Собственно, как и все музыканты оркестра. Конечно, этот настрой исполнителей просто не мог не передаться слушателям.
Продолжил концерт джазовый "Симфонический этюд" российского композитора Николая Капустина. Это произведение окончательно закрепило настроение радости и восторга, подаренное рапсодией Д. Гершвина. И нельзя не согласиться со словами Елены Шевченко, что "хотя в данном составе музыканты собрались впервые, но, дай Бог, не в последний раз!"
Виктория ЛУНАЧЕВСКАЯ,
студентка Училища искусств и
культуры
им. К. Ф. Данькевича.