Номер 01 (1568), 27.01.2022

СОРОК ЛЕТ БЕЗ ПРЕКРАСНОЙ МАРКИЗЫ

О Леониде Утёсове написано множество книг, статей. Он сам является автором трех книг воспоминаний. Но куда меньше внимания уделено его многолетней партнерше по сцене, но, в первую очередь, любимой дочери Эдит Утёсовой.

Родилась Дита, так в семье называли единственную дочь, в Одессе 14 марта (1 марта по старому стилю) 1915 года. Существует интересная байка, почему Леонид Осипович назвал свою дочь столь оригинальным для дореволюционного времени именем.

Диточке годик. 1916, Одесса
 
  

  Утёсов, руководитель "Теа-джаза",
и Эдит, студентка театра-студии
Р. Симонова. 1935, Москва

Замечательный эстрадный артист Геннадий Михайлович Дудник рассказывал, как Утёсов поведал ему одну историю, связанную с именем дочери.

"Когда родилась дочь, Леонид Осипович пошел в синагогу записывать ее и попросил дать ей имя Эдит. Обследовав свою книгу, в которой были записаны все еврейские имена, шамес-писарь сказал:

— Такого еврейского имени нет. Возьмите Сарра или Ребекка. Чем они плохи?

— А я хочу Эдит, — настаивал Утёсов. — Очень красивое имя.

— А что это за имя?

— Норвежское.

— А где находится эта Норвегия?

— В Америке.

— Ну, если в Америке, тогда можно. Пусть будет Эдит".


Леонид, Эдит и Елена Вайсбейн. 1916, Одесса

Истина же заключается в том, что бабушку Леонида Утёсова, мать его отца Иосифа Вайсбейна звали Этл (Эйдя, Эдя).

Мало кто знает, что Дита вообще не ходила в школу, а образование получила дома с помощью гувернантки, с которой по заведенному правилу общалась только на иностранных языках. Лишь в выходные дни они разговаривали по-русски. Дита свободно владела английским, немецким и французским языками, легко читала западных классиков в подлиннике. Благодаря этому, уже работая на эстраде, Эдит Леонидовна часто переводила тексты иностранных песен, которые впоследствии исполняла со сцены сама либо в дуэте с отцом.

Она с детства училась музыке, занималась в хореографическом училище по классу Вагановой. В 1933 году была принята в Театр-студию под руководством Рубена Симонова и одновременно вошла в труппу театра. Позже Леонид Утёсов вспоминал: "Когда Дита работала у Рубена Симонова, то Рубен Николаевич в расчете на нее решил ставить пьесу Эжена Лабиша "Мадемуазель Нитуш". Когда начались репетиции, Р. Н. Симонов предложил мне вспомнить юность, работу в театрах оперетты и сыграть в спектакле роль Флоридора. Однако, подумав, я отказался. Если бы я тогда поддался на предложение Симонова, то возможно, в джаз уже никогда бы не вернулся".

Еще в студии Дита познакомилась с бывшим одесситом Эммануилом Тобиашем. Как драматический артист, он мало известен, а вот его голос знала вся страна. С 1937 года Тобиаш работал диктором Всесоюзного радио. Кроме этого, более 30 лет его голосом звучали "говорящие часы" (служба точного времени, по телефону "100").

Знакомство Диты и Эммануила завершилось браком. Правда, он длился недолго. В отличие от Диты и ее родителей — Елены Осиповны и Леонида Осиповича Утёсовых — молодой человек не хотел детей. Это и стало причиной развода. Примечательно, что в дальнейшем ни Дита, ни Эммануил о своей короткой семейной жизни старались не вспоминать. Нет этой информации и в публикациях различных энциклопедий и интернет-сайтов.

Концертные фотографии  

  Эдит Утёсовой

Пока Эдит училась и пробовала создать семью, Утёсов мечтал о спектакле со своим "Теа-джазом". В 1936 году остановились на комедии немецких авторов Г. Кадлерберга и Р. Пресбера "Темное пятно". Музыку написал Исаак Дунаевский. В этом спектакле впервые в составе "Теа-джаза" выступила дочь Утёсова — Эдит.

Правда, это была для отца с дочерью не первая совместная работа. Еще в 1926 году они вместе снялись в кинофильме "Чужие" (режиссер Борис Светлов). В нем Утёсов играл красноармейца Егорова, а роль его дочери исполнила совсем еще юная Дита.


Интересно, что именно она познакомила отца с будущим популярным композитором Никитой Богословским. Вот как Никита Владимирович вспоминал об этом: "Когда мне было лет восемь, я пошел с нашим классом на спектакль. Рядом со мной в театре сидела девочка, которая ужасно вертелась. В антракте мы познакомились, и она пригласила меня на день рождения. Я рассказал об этом родителям и, помню, даже клянчил у мамы подарок для восьмилетней девочки — кольцо или ожерелье. Родители были против, как можно идти в незнакомый дом? Я их еле уговорил.

Утёсов был на концерте и приехал домой чуть позже. И он нас совершенно очаровал, потому что играл на саксофоне, который был тогда в новинку, на скрипке, на рояле, показывал фокусы, рассказывал анекдоты, стоял на голове... Утёсов был в двадцати лицах...

...А я, между прочим, уже сочинял музыку. Вернее, даже не "сочинял", а сочинил. Это был чрезвычайно безграмотно записанный, наивный вальс "Дита" — мое первое произведение, посвященное моей маленькой подружке — дочери дяди Лёди. Ерундовый вальсок, который я, путаясь в клавишах, сыграл в присутствии большого числа гостей, собравшихся на ее день рождения. Для меня это были просто веселые взрослые дяди и тети, и я тогда, конечно, не мог даже предположить, что это — выдающиеся артисты, музыканты, литераторы, со многими из которых мне впоследствии придется работать и дружить... И вообще, как я мог предполагать, что веселый дядя Лёдя, поющий, танцующий, показывающий ребятам удивительные фокусы и рассказывающий им уморительно смешные истории, лет через двадцать выпустит в свет многие мои песни, успеху которых я обязан, уверен в этом до сих пор, главным образом ему одному...".

Тогда же, в Петрограде, в 1923 году Эдит Утёсова написала свое первое стихотворение.

 

Он сорван, брошен, маленький цветок.

Еще вчера лишь был он так прекрасен.

Как солнца луч златой, его был венчик ясен.

Но смерть костлявою ногой его сегодня растоптала,

И дивного цветка не стало.

 

Дита сыграла ряд ролей в спектаклях джаз-оркестра Л. О. Утёсова: Юнгу в "Двух кораблях", доярку в "Много шуму из тишины", артистку в государстве царя Гороха из "Царевны Несмеяны". Она спела много песен, некоторые из которых стали очень популярными. Это "Пожарный" "Песня о неизвестном любимом", а в дуэте с отцом — "Бомбардировщики", "Парень кудрявый", "Прогулка", "Дорогие мои москвичи" и другие.

Журналист Глеб Скороходов писал: "На пластинках вместе с утёсовским тенором часто слышится нежный голосок его дочери Эдит. Она начала с амплуа травести, — казалось, ей лучше всего удаются детские песенки. Но буквально в первый же год после прихода актрисы Театра имени Вахтангова в джаз Утёсова возникает дуэт — Эдит и Леонид Осипович. Подобного наша эстрада в ту пору не знала. Герои этого дуэта вели диалог, которому оказались подвластны не только лирика, но и шутка, не только волнения сердца, но и юмор.

Эти качества Эдит Леонидовна сумела сохранить и в тех песнях, что пела без отца".

В день Победы — 9 мая 1945 года — Леонид Утёсов вместе с оркестром выступал на открытой эстраде в Москве на площади имени Свердлова. Рядом с ним пела тогда и его дочь. Удивительно, но даже некоторые музыканты утёсовского оркестра сомневались, что Дита участвовала в том праздничном концерте. Благо, в свое время, Антонина Сергеевна Ревельс, вдова Л. О. Утёсова, подарила нам ряд фотографий, сделанных 9 мая 1945 года на площади Свердлова в Москве. На некоторых из них изображена Дита.


Выступление утёсовского оркестра на площади Свердлова. 9 мая 1945, Москва

Но чиновники от культуры скептически относились к певческому таланту Эдит Утёсовой. Как-то один руководящий работник недовольно сказал Леониду Осиповичу:

— Ваша дочь поет не своим голосом.

— И правильно делает, — ответил Утёсов. — Свой надо беречь.

Утёсов очень любил дочь. Они стойко переносили незаслуженные выпады критиков и чиновников по поводу вокальных данных певицы и недвусмысленные намеки на то, что если бы не отец, то вряд ли ее имя печаталось бы на концертных афишах большими буквами.

Теперь, внимательно слушая ее записи, понимаешь, что она действительно была талантливой и самобытной артисткой, создавшей собственный стиль пения.

После показа программы 1952 года было принято решение об отстранении Эдит Утёсовой от участия в выступлениях Государственного эстрадного оркестра РСФСР, как к этому времени стал называться утёсовский коллектив.

Вот что писала об этом Антонина Ревельс: "...однажды Утёсову позвонили из Министерства культуры и велели Диту из оркестра уволить. Это был для Леонида Осиповича страшный удар. Он долго думал, как это сделать безболезненно для дочери. И придумал. Он сказал ей:

— Диточка, знаешь, давай мы поступим так. Ты уйдешь из оркестра и создашь свой маленький джаз. И увидишь, все сразу успокоятся, исчезнут эти несправедливые рецензии.

Дита так и сделала. (Она выступала с инструментальным септетом под руководством О. Кандата). И действительно, рецензии стали другими, травля прекратилась. Ее джаз пользовался большим успехом. Но вскоре она тяжело заболела. Не стало сил руководить коллективом, и она ушла со сцены".

В мае 1958 года в Центральном доме работников искусств состоялся вечер-концерт "Артистические семьи". В первом отделении выступали выдающийся пианист и педагог Генрих Нейгауз со своим сыном, также пианистом Станиславом Нейгаузом, а также актриса МХАТа Вера Бендина и ее дети, артисты того же театра Анна и Михаил Горюновы. Во втором отделении звучали песни в исполнении Леонида и Эдит Утёсовых.

Наладилась и личная жизнь певицы. В 1938 году она во второй раз вышла замуж. Ее избранником стал кинорежиссер Альберт Гендельштейн, который считался самым красивым мужчиной Москвы. Броская латиноамериканская внешность высокого и стройного Альберта прекрасно сочеталась с мягкой, гармоничной, застенчивой еврейской красотой Эдит.

Антонина Ревельс писала: "Дита была чудо как хороша. Ее нельзя было назвать просто красивой, она излучала какой-то волшебный свет обаяния. В нее, конечно, многие влюблялись, она получала горы писем с признаниями в любви. Некоторые поклонники отваживались на подобное признание однажды, другие писали долго, постоянно, на протяжении многих лет. Какой женщине не лестна такая победительность!.."

Через несколько лет после смерти первой жены Елены Осиповны Утёсов переехал в дом на Каретном ряду 5/10, где жила Дита с мужем. Квартиры были на одной лестничной площадке, что облегчало общение, так как Утёсов больше всего на свете боялся одиночества.

Но вскоре у Альберта обнаружилась болезнь Паркинсона. Утёсов делал все возможное, чтобы облегчить течение этой болезни: находил лучших врачей, доставал редкие лекарства. А через некоторое время тяжело заболела Дита.

21 января 1982 года Эдит Утёсова умерла. Она давно и тяжело болела, но все равно ее смерть для Утёсова была неожиданной. Многие источники ошибочно сообщают, что Дита умерла от лейкемии. На самом деле это не так. Елена Фрадкина и Наталья Глазер, двоюродные племянницы Диты (их бабушка Мария Иосифовна — родная сестра Елены Осиповны Утёсовой) были у постели Диты, как говорится, до ее последнего вздоха. По их словам, Эдит Леонидовна умерла от инсульта. Такой диагноз указан и в свидетельстве о смерти.

На похороны Эдит Леонидовны пришло столько ценителей эстрадного искусства, что Леонид Осипович с горечью заметил: "Наконец, Дита, ты собрала настоящую аудиторию слушателей".

Диту похоронили на Востряковском кладбище, где раньше были похоронены Елена Осиповна Утёсова, Альберт Гендельштейн и родители Леонида Осиповича.

Леонид Осипович прожил после смерти Диты всего полтора месяца. 9 марта в 7 часов утра 1982 года он умер в военном санатории "Архангельское".

Эдуард АМЧИСЛАВСКИЙ.

Фотографии из архива Бориса и Эдуарда Амчиславских (в разное время переданы Антониной Ревельс, вдовой Леонида Утёсова; Натальей Вайсбейн, племянницей Леонида Утёсова, старшей дочкой Михаила Вайсбейна, и Анисимом Соркиным, фотографом, журналистом).