Номер 1 (1098), 13.01.2012
В 2012 году у труппы Валерия Михайловского - юбилей. Исполняется 20 лет со дня ее создания, а Одесса - город, где прошло становление талантливого танцовщика.
А начиналась его жизнь в балете еще в маленьком украинском городе Луцке. Валерий, с детства увлекаясь музыкой и спортом и мечтая соединить эти два увлечения, ходил в детскую хореографическую студию в Луцке, а затем уехал в Киев и там поступил в хореографическое училище. Получив свидетельство об окончании училища, Валерий Михайловский поехал в Одессу поступать на работу в Одесский театр оперы и балета.
Как рассказывает танцовщик, утром он пришел с документами в отдел кадров театра, а вечером уже вышел на сцену в небольшой партии.
В Одесском театре оперы и балета Валерий Михайловский прослужил шесть с половиной лет, перетанцевав все главные партии. Об Одессе, о своих партнершах, замечательных артистках балета Эльвире Караваевой, Светлане Антиповой и Наталье Барышевой и о главном балетмейстере театра Игоре Чернышеве Валерий Михайловский вспоминает с восхищением и благодарностью. Танцовщик считает, что Одесский театр оперы и балета стал для него настоящей школой. А все театральные интриги, такие, как подсыпание толченого стекла ему в балетную обувь, он выбросил из своей памяти. Но, кто знает, если бы не эти интриги, может быть, и не уехал бы Валерий Михайловский из Одессы, не поступил бы в балетную труппу Бориса Эйфмана, благодаря которой в его танцевальной палитре появились новые краски, не создал бы свой мужской балет.
Труппа у Валерия Михайловского маленькая: человек 7-8, и еще несколько человек обслуживающего персонала. Так удобнее и экономичнее, поскольку, не имея своей сценической площадки в Петербурге, труппа почти постоянно находится в гастрольных поездках.
Свое 40-летие сценической деятельности Валерий Михайловский решил отметить турне по Украине: Киев, Одесса, Харьков, Луганск, Винница:
Спектакль мужского балета Валерия Михайловского состоял из двух отделений. Первое отделение - это был именно мужской балет под названием "Танцуют все, или Рабочий день". Мужчины танцевали мужские партии. Была когда-то популярна повесть "Неделя как неделя". А в балете Михайловского показан "день как день" труппы. Начинается, как любой день, с утра и физзарядки. Потом урок в балетном классе, обед, отдых, ссоры, доходящие до драк, разминка перед началом спектакля и, наконец, сам спектакль, в котором артисты труппы выходят в феерически ярких костюмах. Остальное время они работают в повседневной, спортивного плана, одежде.
Второе отделение Михайловский объявил как пародийное. Переодевшиеся в женские балетные костюмы: пачки, тунички и т. д., танцовщики надели парички, украшенные цветами, встали на пуанты и показали, что они умеют исполнять женские партии со всеми характерными для женского классического балета движениями, позициями и па. И, ей Богу, у них получалось не хуже, чем, скажем, у Анастасии Волочковой (сравнение напрашивается из-за роста большинства исполнителей), а у некоторых порой и изящнее, легче.
Я бы не назвала это отделение пародией, ведь когда-то все женские роли имели право исполнять только мужчины, если бы, правда, в более чем умеренной дозе, не вкрапления пародийно- комических элементов в исполнение номеров из классических балетов (в постановке Петипа, Фокина и других корифеев хореографии).
Присутствующая в театре публика оказала артистам горячий прием. Правда, у меня осталось впечатление, что не столько таланту артистов, как таковому, сколько интриге, заложенной в том, что женские партии исполняют мужчины. Ведь в первом отделении, где тоже была классика, где были рок-н-ролл, характерный танец, элементы айкидо и даже хип-хоп (каждый из 16 номеров первого отделения был решен в другом стиле), аплодисменты были существенно пожиже. Впрочем, значительная часть публики вообще была, как мне кажется, далека от балета. Доказательства тому я увидела в том, что смехом встречали не только пародийные вкрапления в классику, но и вполне "законные" для классического танца позиции. И уж точно, настоящим театралам, балетоманам не придет в голову ухарски подбадривать исполняющего фуэте артиста, криками: "Во дает! Давай, жми, жми!"
Ну что ж, с кем поведешься...
Сам Михайловский исполнял роль преподавателя хореографии в первом отделении и еще несколько сольных номеров, в том числе русскую плясовую Чайковского и "Лебедя" Сен-Санса. Исполнял очень выразительно. Хочу отметить вкус артиста. "Лебедя" он исполнил не в традиционной для балерин белой пачке, что действительно выглядело бы пародией, а в белых шальварах. Словом, в его танце умирала не лебедица, а лебедь. Ведь известно, что именно лебедь погибает от тоски по погибшей подруге, а что касается обратного, то ни в одной песне о лебедях этого не найти. Вот так...
Материалы полосы подготовила
Елена КОЛТУНОВА.